Выбираем любительскую камеру Nikon и объектив к ней

Мне каждый день приходят вопросы по типу ‘какую цифровую зеркальную камеру Nikon купить‘. В данной статье я поделюсь своим опытом по этому поводу. Я снимал почти на все цифрозеркалки Nikon с разными объективами и в разных условиях. Некоторые вещи в выборе фотоаппарата для новичков могут быть не очевидными, но поверьте, в данной статье мной все максимально продумано и максимально подогнано под оптимальные и правдивые варианты выбора.

Популярные фотоаппараты Nikon

Популярные фотоаппараты Nikon

Для начала советую понять, для чего нужен фотоаппарат, после чего нужно определить наиболее подходящий класс фотоаппаратов, которые подходят под выбранные задачи.

Все цифрозеркальные камеры Nikon очень просто делятся на 4 класса:

  1. Любительские фотоаппараты (начального уровня) – эти камеры нацелены на людей, которым просто нужно получить качественное фото без вникания в тонкости и настройки камеры. Это так называемые фотоаппараты – ‘навел и снял’. Чаще всего любительские камеры лучше всего подходят людям, которые не занимаются фотографией профессионально, а просто хотят хорошую камеру для дома, отдыха, путешествий, семьи, природы и т.п. Главными требованиями к такой камере выступают легкость, простота в управлении, доступная цена.
  2. Продвинутые любительские фотоаппараты (продвинутого уровня) – эти камеры имеют расширенный функционал с большим количеством специфических настроек, с которыми можно долго разбираться. Эти камеры подходят продвинутым любителям, которые хотя бы базово разбираются в настройках фотоаппаратов либо хотят получить хороший потенциал для освоения навыков в фотографии.  Эти камеры заметно дороже, тяжелее, но все же с таким же понятным управлением как камеры начального уровня.
  3. Профессиональные фотоаппараты (камеры верхнего ценового диапазона) – это камеры созданы для людей, которые занимаются фотографией профессионально, знают толк в фотографии и не боятся ручных настроек. Обычно такие камеры имеют гораздо лучший корпус, функционал и поддерживают дополнительные расширения и возможности. Эти камеры не подходят любителям, так как не имеют автоматических режимов съемки и имеют специфическое профессиональное управление с малым количеством подсказок.
  4. Флагманские профессиональные фотоаппараты (ТОПовые фотоаппараты) – это камеры с запредельным качеством изготовления и функционала, нужны исключительно для профессиональных целей. Это камеры, на которые равняются все остальные, как на ‘флагмана’. Эти камеры не подходят новичкам и любителям.

Сама компания Nikon делает распределение еще более простым, на официальном сайте Nikon существуют только профессиональные и любительские камеры, но wikipedia тоже делит камеры Nikon на 4 уровня. Кстати, слово ‘камера’, ‘фотоаппарат’ и ‘фотокамера’ в данной статье, и во многих других, означают одно и то же самое. Посмотреть графическое распределение камер по категориям можно здесь.

Основное разделение фотоаппаратов Nikon со сменными объективами

Основное разделение фотоаппаратов Nikon со сменными объективами


Для новичков и любителей я рекомендую именно любительские камеры Nikon начального уровня.

Камера – это сложное техническое устройство, а техника не стоит на месте. Так сложилось, что в моем рейтинге камер от Nikon прослеживается четкая взаимосвязь выхода камеры в свет – чем новее камера, тем она лучше. На 2017 год, следуя этой логике и другим деталям, лучшей любительской камерой является Nikon D5600, это видно из таблички, представленной ниже.

При выборе камеры я не рекомендую сильно обращать свое внимание на количество мегапикселей, в большинстве случаев большое количество мегапикселей не востребовано и даже излишне (более детально эти вопросы освещены здесь, здесь и здесь). Еще раз большими буквами – подумайте над тем, что мегапиксели в зеркальных камерах любительского уровня вообще ничего не решают.

Каждая модель фотоаппарата Nikon выделена ссылкой, которая ведет на ее обзор, где описаны все ее возможности.


Вопрос выбора очень сильно лимитируется Вашим бюджетом. Я рекомендую покупать камеру, которая вписывается в Ваш бюджет, исходя из рейтинга, представленного ниже:

Модель Рейтинг Время выхода Количество МП Скорость к\с Точки фокус. Видео Комментарий
D5600 1 Ноябрь 2015 24 5 (4) 39 Full HD 60p с автофокусом Очень хороший любительской камеры
D5500 2 Январь 2015 24 5 (4) 39 Full HD 60p с автофокусом Очень хороший вариант любительской камеры
D5300 3 Ноябрь 2013 24 5 (4) 39 Full HD 60p с автофокусом Очень хороший вариант любительской камеры
D5200 4 Ноябрь 2012 24 5 39 Full HD 60i с автофокусом Отличный вариант любительской камеры
D3300 5 Январь 2014 24 5 11 Full HD 60p с автофокусом Отличный вариант любительской камеры
D3500 6 Август 2018 24 5 11 Full HD 60p с автофокусом Отличный вариант любительской камеры
D3400 7 Август 2016 24 5 11 Full HD 60p с автофокусом Отличный вариант любительской камеры
D5100 8 Апрель 2011 16,2 4 11 Full HD 30p с автофокусом Хороший вариант с поворотным дислеем
D3200 9 24,2 4 11 Full HD 30p с автофокусом Хороший вариант, нет поворотного дисплея
D3100 10 Декабрь 2010 14,2 3 11 Full HD 24fps с автофокусом Хороший вариант без поворотного дисплея
D5000 11 Июнь 2009 12,3 4 11 HD 720p, без автофокуса Плохое качество видео
D3000 12 Декабрь 2009 10,2 3 11 Нет Старая матрица, плохо работает в темных условиях
D60 13 Март 2008 10,2 3 3 Нет Старая матрица, плохо работает в темных условиях, мало точек фокусировки
D40x 14 Май 2007 10,2 3 3 Нет Старая матрица, плохо работает в темных условиях, мало точек фокусировки
D40 15 Декабрь 2006 6,1 2,5 3 Нет Малая скорость съемки, низкое ISO, мало точек фокусировки
D50 16 Июль 2005 6,1 2,5 5 Нет Есть мотор фокусировки. Очень маленький дисплей, очень старая камера

Все эти камеры являются камерами Nikon DX  (камерами с кропнутым сенсором формата APS-C). Все любительские камеры, кроме Nikon D50, не имеют встроенного мотора фокусировки и для достижения автоматической фокусировки должны использовать только объективы типа Nikon AF-S, AF-I, AF-P, либо объективы сторонних производителей, у которых имеется встроенный мотор фокусировки. Также, все любительские камеры, кроме Nikon D50, не имеют дополнительного монохромного дисплея для быстрой настройки основных функций. И еще эти камеры не имеют дополнительного переднего селектора (диска), который на более продвинутых моделях располагается под кнопкой включения. Не имеют и кнопки предварительного просмотра глубины резкости, а их встроенная вспышка не может управлять дистанционно внешними вспышками в автоматическом режиме. Эти камеры не имеют режима высокоскоростной синхронизации со вспышками для съемки на сверх коротких выдержка. Большинство этих функций не востребованы для любителя и не особо критичны при выборе камеры.

Если есть ограничения в финансах, то хорошим бюджетным вариантом будет камера Nikon D3500, которую я рекомендую в качестве первой зеркальной камеры от Nikon для новичков и любителей, которые в дальнейшем не планируют заниматься фотографией. Хотя она стоит в рейтинге ниже, чем D3300, но ее еще можно найти в продаже.

Важно: эпоха зеркальных камер ушла. Сейчас в моде беззеркальным камеры. У компании Nikon немного беззеркальных кропнутых камер серии Nikon DX.

Фотоаппараты Nikon Z DX (APS-C)

  1. Nikon Z50 [октябрь 2019, BHphotovideo]
  2. Nikon Z fc [июнь 2021, black/silver, BHphotovideo]
  3. Nikon Z30 [июнь 2022, BHphotovideo]

Все объективы Nikon DX для беззеркальных камер с байонетом Nikon Z и APS-C сенсором

  1. Nikon Nikkor Z DX 24mm 1:1.7 [май 2023, BHphotovideo]
  2. Nikon Nikkor Z DX 12-28mm 1:3.5-5.6 PZ VR [апрель 2023, BHphotovideo]
  3. Nikon Nikkor Z DX 16-50mm 1:3.5-6.3 VR [октябрь 2019, BHphotovideo]
  4. Nikon Nikkor Z DX 18-140mm 1:3.5-6.3 VR [октябрь 2021, BHphotovideo]
  5. Nikon Nikkor Z DX 50-250mm 1:4.5-6.3 VR [октябрь 2019, BHphotovideo]

Для Nikon Z DX (APS-C) существуют автофокусные объективы от сторонних производителей:


Среди продвинутых любительских зеркальных камер лучшей является полнокадровая Nikon D780. Если с полным кадром связываться не хочется, то лучшим вариантом среди кропнутых камер является Nikon D7500.

Модель Рейтинг Время выхода Количество МП Скорость к\с Точки фокус. Видео Комментарий
D780 (FX) 1 Январь 2020 24,2 7 (12) 51 4K 30p с автофокусом Лучший вариант продвинутой любительской камеры. Полнокадровая.
D750 (FX) 2 Сентябрь 2014 24,3 6,5 51 Full HD 60p с автофокусом Очень хороший вариант продвинутой любительской камеры. Полнокадровая.
D610 (FX) 3 Октябрь 2013 24,3 6,0 39 Full HD 30p с автофокусом Очень хороший вариант продвинутой любительской камеры. Полнокадровая.
D600 (FX) 4 Ноябрь 2012 24,3 5,5 39 Full HD 30p с автофокусом Хороший вариант продвинутой любительской камеры. Полнокадровая.
D7500 5 Апрель 2017 20,2 8 51 4K с автофокусом Лучший вариант кропнутой продвинутой любительской камеры.
D7200 6 Март 2015 24,0 6 (7) 51 Full HD 30p (DX) и 60p (1.3x) с автофокусом Очень хороший вариант кропнутой продвинутой любительской камеры.
D7100 7 Февраль 2013 24,0 6 (7) 51 Full HD 30p (DX) и 60i (1.3x) с автофокусом Хороший вариант кропнутой продвинутой любительской камеры.
D7000 8 Ноябрь 2010 16,2 6 39 Full HD 24p с автофокусом Неплохой вариант кропнутой камеры
D90 9 Октябрь 2008 12,3 4,5 11 HD 720p, без автофокусировки Хороший вариант, плохо снимает видео
D80 10 Сентябрь 2006 10,2 3 11 Нет Старая камера с хорошим набором функций
D70s 11 Апрель 2005 6,1 3 5 Нет Морально устаревшая камера, имеет маленький дисплей, мало точек фокусировки
D70 12 Январь 2004 6,1 3 5 Нет Морально устаревшая камера, имеет маленький дисплей, мало точек фокусировки

Продвинутые любительские камеры Nikon D70, D70s, D80, D90, D7000, D7100, D7200, D7500 являются камерами Nikon DX. Камеры Nikon D600, D610, D750, D780 являются полноформатными, класса Nikon FX. В отличии от любительский камер, все продвинутые любительские камеры имеют встроенный мотор фокусировки и могут использовать безмоторную, иногда более дешевую оптику типа AF (оптика AF-S, AF-I, AF-P также может подходить). Эти камеры имеют монохромный дисплей для быстрой настройки всех основных функций, дополнительный селектор под кнопкой спуска, кнопку предварительного просмотра глубины резкости, а их встроенная вспышка может управлять дистанционно другими вспышками в автоматическом режиме. Все продвинутые любительские камеры, кроме Nikon D70, D70s имеют очень полезную функцию высокоскоростной синхронизации при использовании внешних вспышек.

Внимание: физический размер матрицы у всех-всех камер Nikon DX одинаковый. Физический размер матрицы у всех камер Nikon FX, тоже, одинаковый. Размер матрицы Nikon FX в 2.25 раза больше, чем у Nikon DX. Детальней про это написано в разделе FX/DX.

Хорошим вариантом продвинутого фотоаппарата будет модель Nikon D7100, которую я рекомендую в качестве первой зеркальной камеры от Nikon для продвинутых пользователей, которые хотят за не очень большую сумму денег получить огромный функционал. Здесь есть и мотор фокусировки и приятное управление, быстрая синхронизация со вспышкой, огромный 3-х дюймовый дисплей, возможность управлять вспышками посредством Nikon CLS, режим Live View и качественная съемка видео.


Про видеосъемку: автоматическая фокусировка на всех зеркальных камерах Nikon при съемке видео работает плохо или не очень хорошо. Это связано с тем, что механизм цифровой зеркальной камеры плохо приспособлен для фокусировки с поднятым зеркалом, чего требует режим видео. Обычно фокусировка при записи видео происходит по контрасту, а не с помощью фазовых датчиков камеры. Нужно быть готовым к тому, что скорость автоматической фокусировки порой будет в сотни раз хуже, чем на обычные компактные камеры. Если скорость и точность фокусировки для видео очень важна, то я рекомендую подумать о покупке камер беззеркальных камер Nikon Z6, Nikon Z7, Nikon Z50 и т.д..


Я специально не затрагиваю профессиональные камеры, такие как Nikon D500, D300s, D5, D4s, D850, D810, Df – так как среди выбора фотоаппарата профессиональной линейки существуют очень скользкие моменты. Для профессионалов будет интересной вот такая табличка производительности.


Беззеркальные фотоаппараты с байонетом Nikon Z

У Nikon появились полнокадровые беззеркальные фотоаппараты Nikon Z6 и Nikon Z7, а также небольшой парк объективов для них. С данными фотоаппаратами можно использовать объективы от зеркальных фотоаппаратов с помощью переходника Nikon FTZ. Если много заморочек с точной информацией, лучше спросите меня по данным камерам в комментариях.

Важно: эпоха зеркальных камер ушла. Сейчас в моде беззеркальным камеры.

Полнокадровые фотоаппараты с байонетом Nikon Z

  1. Nikon Z5 [июль 2020, BHphotovideo | AMAZON]
  2. Nikon Z6 [август 2018, BHphotovideo | AMAZON]
  3. Nikon Z6 II [октябрь 2020, BHphotovideo | AMAZON]
  4. Nikon Z6 III [июнь 2024, BHphotovideo | AMAZON]
  5. Nikon Z7 [август 2018, BHphotovideo | AMAZON]
  6. Nikon Z7 II [октябрь 2020, BHphotovideo | AMAZON]
  7. Nikon Z8 [май 2023, BHphotovideo | AMAZON]
  8. Nikon Z9 [октябрь 2021, BHphotovideo | AMAZON]
  9. Nikon Zf [сентябрь 2023, BHphotovideo | AMAZON]

Список всех полнокадровых объективов 'Nikon Nikkor Z' для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Nikon Z

Фиксы:

  1. Nikon Nikkor Z 20mm 1:1.8 S [февраль 2020, BHphotovideo]
  2. Nikon Nikkor Z 24mm 1:1.8 S [сентябрь 2019, BHphotovideo]
  3. Nikon Nikkor Z 26mm 1:2.8 [январь 2023, BHphotovideo]
  4. Nikon Nikkor Z 28mm 1:2.8 [октябрь 2021, BHphotovideo]
  5. Nikon Nikkor Z 28mm 1:2.8 SE [июнь 2021, BHphotovideo]
  6. Nikon Nikkor Z 35mm 1:1.8 S [август 2018, BHphotovideo]
  7. Nikon Nikkor Z 35mm 1:1.4 [июнь 2024, BHphotovideo]
  8. Nikon Nikkor Z 40mm 1:2 [сентябрь 2021, BHphotovideo]
  9. Nikon Nikkor Z 40mm 1:2 SE [ноябрь 2022, BHphotovideo]
  10. Nikon Nikkor Z 50mm 1:1.2 S [сентябрь 2020]
  11. Nikon Nikkor Z 50mm 1:1.4 [сентябрь 2024]
  12. Nikon Nikkor Z 50mm 1:1.8 S [август 2018, BHphotovideo]
  13. Nikon Nikkor Z 50mm 1:2.8 MC [июнь 2021, BHphotovideo]
  14. Nikon Nikkor Z 58mm 1:0.95 S Noct [октябрь 2019, BHphotovideo]
  15. Nikon Nikkor Z 85mm 1:1.2 S [январь 2023, BHphotovideo]
  16. Nikon Nikkor Z 85mm 1:1.8 S [июль 2019, BHphotovideo]
  17. Nikon Nikkor Z 105mm 1:2.8 S VR MC [июнь 2021, BHphotovideo]
  18. Nikon Nikkor Z 135mm 1:1.8 S Plena [сентябрь 2023, BHphotovideo]
  19. Nikon Nikkor Z 400mm 1:2.8 S VR TC [январь 2022, BHphotovideo]
  20. Nikon Nikkor Z 400mm 1:4.5 S VR [июнь 2022, BHphotovideo]
  21. Nikon Nikkor Z 600mm 1:4 S VR TC [ноябрь 2022, BHphotovideo]
  22. Nikon Nikkor Z 600mm 1:6.3 S VR PF [октябрь 2023, BHphotovideo]
  23. Nikon Nikkor Z 800mm 1:6.3 S VR PF [апрель 2022, BHphotovideo]

Зумы:

  1. Nikon Nikkor Z 14-24mm 1:2.8 S [сентябрь 2020, BHphotovideo]
  2. Nikon Nikkor Z 14-30mm 1:4 S [январь 2019, BHphotovideo]
  3. Nikon Nikkor Z 17-28mm 1:2.8 [сентябрь 2022, BHphotovideo]
  4. Nikon Nikkor Z 24-50mm 1:4-6.3 [июль 2020, BHphotovideo]
  5. Nikon Nikkor Z 24-70mm 1:4 S [август 2018, BHphotovideo]
  6. Nikon Nikkor Z 24-70mm 1:2.8 S [февраль 2019, BHphotovideo]
  7. Nikon Nikkor Z 24-120mm 1:4 S [октябрь 2021, BHphotovideo]
  8. Nikon Nikkor Z 24-200mm 1:4-6.3 VR [февраль 2020, BHphotovideo]
  9. Nikon Nikkor Z 28-75mm 1:2.8 [декабрь 2021, BHphotovideo]
  10. Nikon Nikkor Z 28-400mm 1:4-8 VR [март 2024, BHphotovideo]
  11. Nikon Nikkor Z 70-180mm 1:2.8 [июнь 2023, BHphotovideo]
  12. Nikon Nikkor Z 70-200mm 1:2.8 S VR [январь 2020, BHphotovideo]
  13. Nikon Nikkor Z 100-400mm 1:4.5-5.6 S VR [октябрь 2021, BHphotovideo]
  14. Nikon Nikkor Z 180-600mm 1:5.6-6.3 VR [июнь 2023, BHphotovideo]

Автофокусные полнокадровые объективы под байонет Nikon Z от сторонних производителей

  1. Viltrox: 16/1.8, 20/2.8, 24/1.8, 28/1.8, 35/1.8, 40/2.5, 50/1.8, 85/1.8
  2. Tamron90/2.8, 28-75/2.8 G2, 35-150/2-2.850-400/4.5-6.3, 70-300/4.5-6.3, 150-500/5-6.7
  3. Yongnuo: 35/2, 50/1.8, 85/1.8
  4. Meike: 35/2, 50/1.855/1.8, 85/1.8, 85/1.4
  5. TTArtisan: 32/2.8, 75/2
  6. 7Artisans: 50/1.8, 85/1.8
  7. AstrHori: 85/1.8
  8. Laowa: 10/2.8
  9. Sirui: 85/1.4

Комплектация

Обычно фотоаппарат продается отдельно от объектива, это называют body, а иногда фотоаппарат продается с каким-либо объективом, это называется kit, а объектив из комплекта поставки называется ‘китовым объективом‘. Внимание: фотографировать на один фотоаппарат body нельзя, фотографировать нужно всегда с объективом.

Важно: обычно, если покупать камеру вместе с китовым объективом (Kit-овым комплектом), то такой набор будет стоить дешевле, чем покупать камеру и объектив по отдельности.

Штатный (китовый) объектив

Объективы бывают очень разные для разных целей и для разных задач. Обычно с камерой в комплекте поставки идет универсальный штатный объектив, который можно использовать для основных фотозадач. Штатным объективом можно снимать и пейзажи, и предметы крупным планом, и портреты – практически все, что угодно. Обычно самым-самым распространенным объективом является Nikon 18-55/3.5-5.6 (одна из 6 возможных его модификаций). Вместо данного объектива я настоятельно рекомендую приобрести комплект с одним из следующих кандидатов:

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 18-105mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical

Указанные выше объективы подходят для всех камер Nikon DX. В интернет-магазинах имена объективов могут быть указаны иначе, но их легко определить по значению фокусного расстояния, например, 18-105, 18-140, 18-200 и т.д.

Очень важно: выбор объектива не менее важен, чем выбор фотоаппарата. Объектив порой настолько важен, что лучше взять более дешевую/простую камеру, но с более качественным объективом. Прислушайтесь к моему совету – вместо приобретения и использования фотоаппарата с объективом Nikon 18-55/3.5-5.6 (или любой его модификацией), ищите рекомендованные варианты, указанные выше.

Если бюджет не ограничен, то самые лучшие универсальные, светосильные, профессиональные объективы для камер Nikon DX – это Nikon 17-55mm f/2.8G ED IF AF-S DX Nikkor и Nikon DX AF-S Nikkor 16-80mm 1:2.8-4E N ED VR Nano Crystal Coat SWM IF Aspherical. Прошу обратить внимание на то, что это сугубо мои рекомендации и в каждом отдельно взятом случае рекомендации могут сильно отличаться.

Что означают все эти непонятные закодированные обозначения в именах объективов можно глянуть здесь.

Список всех профессиональных объективов для камер Nikon DX можно найти здесь (их всего 4).


Выбор других неуниверсальных объективов требует отдельной большой статьи, но в дополнение к штатному (универсальному китовому) объективу я рекомендую обзавестись светосильным дискретным фикс объективом. Такой объектив не умеет зумировать, но имеет очень высокую светосилу. Огромная светосила позволит без проблем снимать в условиях с плохой освещенностью, управлять глубиной резкости (создавать размытый задний фон на фотографиях), создавать эффект боке, получать более яркие и сочные цвета на фотографиях. При хорошей освещенности такой объектив позволяет снимать на очень короткой выдержке, тем самым ‘замораживая’ объекты в движении.

Рекомендованный список светосильных фикс-объективов:

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical (для любых камер Nikon DX)
  2. Nikon AF-S Nikkor 50mm 1:1.8G SWM Aspherical (для любых камер)
  3. Nikon 50mm 1:1.8D AF Nikkor (для любых камер с мотором фокусировки)

Обычно первым таким объективом становится так называемый ‘полтинник‘ (в списке – два последних). Весь модельный ряд полтинником для камер Nikon можно найти здесь.


Полный список всех объективов Nikon DX найдете здесь.


Мысли по выбору дополнительной внешней вспышки найдете в разделе Какую вспышку выбрать для камер Nikon?


Как проверить фотоаппарат при покупке описано в разделе ‘Проверка камеры‘.


Рекомендации по выбору фотоаппарата Canon можете найти в разделе ‘Какую любительскую зеркальную камеру Canon купить‘.


Nikon или Canon? Данный вопрос у меня затронут в цикле статей по этому вопросу: раз, два, три.


Мой опыт

В моем личном распоряжении было много камер Nikon: D700 (около 4-х лет), D90 (3 года), D80 (2 года), D40 (2 года), D200 (1 год), Nikon D70s (полгода), Nikon D70 (полгода), Nikon D100 (полгода), Canon 350D (2 года), Canon 450D (год), Canon 300D (полгода), Canon EOS 5D (1 год), Fujifilm FinePix S5 Pro (около года), Nikon AF N8008s (2 года), много камер других брендов (по типу Sony a7). В связи с тем, что я пишу обзоры фотоаппаратов и работаю профессиональным фотографом, то в руках я держали и снимал практически на все модели зеркальных фотоаппаратов Nikon и Canon.

На протяжении последних 2-3 лет все заказы я снимаю на Nikon D700 или Nikon D610 (беру у знакомых). Также, мне нравится Sony a7, которую я использую для нужд данного сайта. Для дома в 2015 году я купил себе Nikon D40, которую очень люблю за приятную цветоперадчу. В 2017 я купил и Nikon D70s, которую не жаль использовать в любых условиях, галерея снимков с этой камеры расположена чуть ниже. В 2018 мне, фактически, даром достался Nikon D100, снимки с нее можно глянуть здесь. Я не стесняюсь снимать на старые камеры, так как точно знаю, что конечный результат зависит в большей степени от других факторов (описаны здесь).

Из личного опыта могу добавить, что выбор фотоаппарата – нелегкое дело, особенно сложно выбрать первую камеру, дальше все упрощается и выбирать что-то другое становится очень и очень просто. Послушайтесь моего совета – не гонитесь за мегапикселями, они практически ничего не решают. Желаю всем найти именно ‘свою самую лучшую камеру’, а также помнить, что важно как фотографировать, а не с помощью каких средств.



Альтернативные версии по самой низкой цене

Если у Вас в крови кипит желание фотографировать, а бюджет на покупку зеркальной камеры сильно ограничен, то рекомендую посмотреть в сторону фотоаппаратов, бывших в использовании. В б.у. камерах нет ничего плохого. Например, всего за 100 у.е. можно купить б.у. Nikon D40 (или D50, или D70, или D70s, или D80) с китовым объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6GII ED AF-S DX Nikkor. Даже такая старая зеркалка во многом будет лучше некоторых современных цифровых мыльниц и даже продвинутых камер со сменной оптикой, например, таких как Nikon 1 J1.

Nikon D40 body на вторичном рынке можно найти за 60-100 y.e. – это один из самых дешевых зеркальных фотоаппаратов всех времен и народов. За 80-100 у.е. можно к нему найти хорошенький супер-зум Nikon DX AF-S Nikkor 18-135m 1:3.5-5.6G ED SWM IF Aspherical или Nikon AF-S Nikkor 18-70mm 1:3.5-4.5G ED DX SWM IF Aspherical и снимать в свое удовольствие.

Моя практика показала, что самыми дешевыми и функциональными могут выступать следующие модели:

По этой ссылке можно посмотреть мою галерею снимков, полученную с помощью достаточно старого фотоаппарата Nikon D70 и светосильного объектива-полтинника Nikon 50mm 1:1.8 AF Nikkor (MKII, Nikon JAPAN).

По этой ссылке можно посмотреть мою галерею снимков, полученную с помощью старичка Nikon D100 (первая цифровая зеркальная камера от Nikon в классическом корпусе) в паре с светосильным объективом-полтинником Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.8 (MKII, MADE IN CHINA).

Представляете, что можно снять на более качественную современную технику?

Много примеров на недорогую автофокусную фототехнику найдете среди моих галерей здесь.

Еще можно обзавестись старым советским светосильным объективом, например, таким как МС Гелиос-81Н 2/50 или любым другим недорогим мануальным объективом, например, таким как Nikon Nikkor-S.C Auto 1:1.4 f=50mm и учиться делать просто супер-потрясные снимки, правда, придется лишиться автоматической фокусировки.

Ну, а если Вы настоящий фотограф-ниндзя и хотите пользоваться какой-то необыкновенно потрясающей мечом-зеркалкой за небольшую сумму денег, то настоятельно рекомендую заглянуть в мою статью Легенды идут в бой.

И это еще не все, если очень хочется снимать на полноформатную камеру, то можно себе организовать такое удовольствие всего за 240 у.е. Как? Читайте в разделе ‘Full Frame за 240 у.е‘.

Если же Вас не устраивают любительские камеры Nikon, то можете посмотреть полный список всех ЦЗК Nikon, где можно найти топовые профессиональные камеры Nikon D1, D1h, D1x, D2h, D2x, D2hs, D2xs, D3, D3s, D3x, D4, D4s, D5, а также камеры высшего уровня Nikon D100, D200, D300, D300s, D500, D700, D800, D800E, D810, D810a, D850. Кстати, компания Nikon еще создала очень интересную камеру с ретро-дизайном корпуса и без возможности съемки видео – Nikon DF :).



Итоги

Прогресс не стоит на месте, в основном, чем новее фотоаппарат, тем он лучше, но даже на относительно старые зеркальные камеры можно получить чудесное качество изображения, так как на качество фото влияет не только фотоаппарат.

Чтобы выбрать оптимальный вариант, просто определитесь с бюджетом и воспользуйтесь моим рейтингом камер в табличке.

Я постоянно обновляю и дополняю эту статью. Последний раз статья редактировалась 29 февраля 2024.

Мне ничего не понятно и я потерялся в выборе!

Просто подскажите бюджет, который вы готовы потратить на фотоаппарат и цель покупки фотоаппарата (что и для чего будете снимать) в комментариях и вам подскажут оптимальный вариант. Да и вообще, любые свои вопросы задавайте в комментариях под этой статьей (сайт НЕ требует абсолютно никакой регистрации). Проконсультироваться со мной можно напрямую по этим контактам.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Добавить комментарий: Nikita

 

 

Комментарии: 1 952, на тему: Выбираем любительскую камеру Nikon и объектив к ней

  • Александр Фомин

    Аркадий, добрый день!

    С вашим сайтом знаком давно. Много интересных статей по работе в системе Nikon. В отличии от амбасадоров Nikon вы даете практические советы. Приятно было читать статью про креативное освещение и использование авто ISO.

    Для каждой задачи есть свой инструмент. Многие начинающие ограничены в бюджете. Поэтому при выборе камеры из серии DX многие цепляются за хороший динамический диапазон у Nikon (про хороший скинтон пока не думают). Сам также в 2014 году приобрел Nikon D5200 с объективом 18-105. С заделом на переход к FX взял 24-120 4.0 и использовал на D5200. Пример: https://mywed.com/ru/photographer/mediapremium/story/ Были мысли перейти на D750. Затем увидел отзывы про хороший накамерный цвет кожи в JPG у D780 и почти сделал выбор. Но после просмотра тестовых снимков Canon EOS 5D Mark IV понял, что когда производитель может сам выпускать матрицу, то это большее дело. Тем более у Nikon не так много камер с хорошим скинтоном. А по цвету Nikon D780 далеко до EOS 5D Mark IV (да, цена выше, но оно того стоит). Ведь не странно, что Canon первый отказался от поддержки старой оптики в угоду электронного управления диафрагмой. Получается, что Canon не боится быть новатором. А Nikon остается мириться со своей зависимостью от матриц у Sony.

    Учитывая вашу приверженность к доступному Nikon, был приятно удивлен в https://radojuva.com/2013/01/obzor-canon-eos-5d/ комментарием “Многие фотографы легко и безболезненно перешли на Canon 5D после кропнутых камер. Лично мне, цветопередача Canon 5D понравилась гораздо больше, чем цветопередача на моей ‘рабочей лошадке’ – Nikon D700.”

    Затем еще один комментарий от вас “В свое время я допустил ошибку – вместо Canon EOS 5D (даже в варианте б.у.) приобрел очередную кропнутую камеру. Сейчас я настоятельно рекомендую всем начинающим фотографам, которые ограничены в средствах и которым не нужны разные ‘примочки’, в том числе и видеосъемка, вместо покупки ‘средненькой’ кропнутой камеры приобрести б.у. Canon EOS 5D (новых не выпускают). Считаю, что для роста фотографа сразу снимать на полный кадр очень и очень важно и полезно”.

    Аркадий, если любитель планирует развиваться в портретной съемке, то за хорошим скинтоном нужно к Canon с EOS 5D?

    • Аркадий Шаповал

      Я приверженец хорошей фотографии, а не бренда. Сейчас все же лучше 5D mark II, он вполне доступный и по цвету не хуже (ИМХО). В любом случае нужно будет учиться обработке, современная портретная фотография сильно подвержена влиянию обработке.

      • Александр Фомин

        Спасибо за рекомендацию. Будет здорово, если поделитесь начальным опытом в обработке фотографий. Думаю, ваши читатели тоже этому будут рады.

      • Карл

        Лучший Nikon называется Canon? :))

        • Аркадий Шаповал

          Не знаю, эту истину раскрывают только монахом Шаолиня. Простые смертные что держат в руках, то и считают лучшим.

    • Алексей

      За ХОРОШИМ скинтоном – ето к единицам кенона.

      • Покемон

        Имхо, вполне себе и на 4-м Пятаке и на 2-м и на 1-м.

        • Покемон

          Вполне хорошо :)

  • Павел

    Есть желание и возможность заняться студийной фотографией (спокойная работа с моделями, импульсным/постоянным светом и т.д.). Подскажите какую камеру выбрать в качестве рабочего инструмента. Спасибо.

    • Б. Р. П.

      Для студии без особой разницы.

  • Валерия

    Здравствуйте! Спасибо за ваши полезные и информативные статьи! Подскажите с выбором камеры, пожалуйста. Я новичок, хочу снимать собак дома- на улице, иногда людей. И ещё хочу чтобы была возможность снимать видео. Рассматриваю D5600, D610, d7100. Бюджет тысяч 40. Объектив думаю sigma 17-55 2.8 или Tamron 24-70 2.8 . Общий бюджет на все тысяч 70. Буду рада любым рекомендациям!

    • Trueash

      Все три варианта хороши, как по мне. Если бюджет позволяет, я бы взял d610+24-70. Полный кадр и хороший объектив, что еще нужно для счастья? Правда, за видео не скажу, я видео не снимаю. Ну и тяжелая связка получится, чуть ли не два кило (850 гр. + 825 гр.)

      • Ашот

        В итоге выбираю между новым d7000 kit 18-55 (или 18-105) или бу d5500 c AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G

        Вообще в растерянности)

  • Ашот

    Здравствуйте. Что посоветуете для начала знакомства с фотографией из предложенных вариантов:
    1) Nikon d7000 kit 18-105
    2) Nikon d5200 kit 18-105

    • Иван

      Для знакомства 5200 лучше подойдёт. А ещё лучше для начинащих 3000-й серии (от Д3000 до Д3500).

    • Б. Р. П.

      7000-й тоже неплохо, если в хорошем состоянии.

      • Иван

        Вопрос был не в том что лучше, а что хуже, а в том что лучше для начала знакомства с фотографией. Для начала знакомства 7000-я избыточна. Даже 5000-я избыточна. Об этом же Аркадий в данной статье выше и пишет.

        • Б. Р. П.

          А почему не начать знакомство с более продвинутой камеры? Будет задел на будущее. Не думаю, что освоить 7000-й новичку будет намного сложнее, чем 5000 или 3000. Другое дело, если речь идёт о минимальных капиталовложениях. Тогда можно и Д40 посоветовать (правда видео там нема), а освоившись взять что-то уже современное.

    • Ашот

      Спасибо всем, кто отозвался.
      Со статьей я ознакомился, и понял, что для начала лучше 5000-серия
      Просто вопрос в том, что сейчас можно найти неплохой б/у d5500 за 10к грн. А тут нашел новый d7000 с 18-55 за 10к или с 18-105 за 13к грн.
      Вот и не знаю, что делать

      • Михаил

        Брать новый 7000, при таких ценниках)

    • Ашот

      В итоге выбираю между новым d7000 kit 18-55 (или 18-105) или бу d5500 c AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G

      Вообще в растерянности)

      • Trueash

        Если вопрос еще актуален:
        https://cameradecision.com/compare/Nikon-D5500-vs-Nikon-D7000#:~:text=As%20you%20can%20see%2C%20D7000%20is%205%20years,and%20Nikon%20D7000%20has%20a%2016.0%20MP%20resolution.
        Там есть табличка, где сравниваются те или иные ТТХ обеих камер. Посмотрите, какие из них (возможно) имеют для вас решающее значение. Например, наличие поворотного экрана или выдержки 1/8000 против 1/4000, или наличие/ отсутствие низкочастотного фильтра, или или наличие/ отсутствие “отвертки”, или еще что-то – например, 24 мп заметно тяжелее при обработке, чем 16 мп.
        Если вы не уверены, какие именно фичи вам нужны или не нужны, берите тот, который больше нравится (я считаю, что техника должна нравиться, тогда будет дополнительный стимул ее использовать).

      • Покемон

        D7000 с небольшими пробегами можно найти на авито. Их в своё время много покупали в любительских целях(в основном в виде кита) и сейчас много продаётся в хорошем состоянии.
        Эту камеру часто брали для семейных съёмок и для отпуска 2 раза в год, также как и Canon 60D.

  • Аркадий Шаповал

    Комментарии товарища Виктора и товарища Ивана за 29-30.11.2020 были удалены. Причина – переход на личности. Товарищи, попробуйте еще раз начать дискуссию, вопросы, мнения и т.д. с чистого листа. Спасибо.

  • Покемон

    “Nikon прекращают производство фотокамер в Японии”
    Причиной закрытия линии производства стало запланированное сокращение затрат. С этого дня, по заявлению источника, основные мощности компании Nikon будут сосредоточены на тайском заводе Nikon Thailand (NTC).
    Завод работает практически непрерывно с самого основания с 1971 году.
    Кроме того, сообщается, что производство беззеркальных фотоаппаратов Nikon Z7 и Z6 на территории Японии было завершено еще в конце сентября текущего 2020 года, а подготовка к переносу производства в Таиланд идет с первых дней октября.
    Также сообщается, что сборку флагманской зеркальной камеры Nikon D6 тоже планируется передать на производственные линии завода в Таиланде, это произойдет к концу 2021 года.
    https://photar.ru/smi-nikon-prekrashhayut-proizvodstvo-fotokamer-v-yaponii/

    • Иван

      Да, это ещё один “звоночек”. Следующим шагом оптимизации станет закрытие региональных представительств. К этому можно добавить проблему с производством некоторых зеркальных фотоаппаратов и объективов с байонетом F в связи нехваткой компонентов из-за пожара на заводе AKM Semiconductor в Японии.
      Ну и это я уже присылал, но комментарий удалён:
      https://photar.ru/smi-nikon-nesyot-bolshie-finansovye-ubytki/

      • Виктор

        Кошмар, просто кошмарррр, все пррропало, все пррропало.

        • Покемон

          Ну то что Д6 и весь остальной “премиум” переводят к транссексуалам в Тайланд, это такое.. Короче удар по престижу.

          • Виктор

            Ок, да, попробую объяснить причину своего здорового скептицизма над паникерскими настроениями в топике о выборе ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ камеры Никон.

            Что там и когда произойдет с Никоном, даже если производство перенесут в Россию и собирать его станут дяди Васи на Красногорском заводе имени Зверева, не имеет никакого значения. Уже существующие, выпущенные камеры и куча отличной недорогой оптики не превратятся после этого в тыкву, а продолжат снимать как и снимали до того.

            Понимаете, господа, лично я фотографирую, а не вкладываю последние средства в акции (возможно) убыточных фотографических компаний. И мне важнее результат и наработанные годами привычки, нежели пытаться строить прогнозы и сеять кархические настроения “шеффф все прррропало, все прррррропало” :-)

            И даже если лет так через 20-30 на Земле испустит дух последняя тушка д40/д80/д200/д3/д700/д800, ну и какая там ещё, самое меньшее, о чем я буду в этот момент горевать – это о потраченных на систему копейках, по причинам, понятным наверное каждому.

            Я ещё могу понять присутствие в этом топике обиженного на компанию сервисного инженегра, но паникерство Покемона решительно не понимаю :)

            • Иван

              Ха-ха-ха! “Обиженный на компани сервисный инжеНЕГЕР” – ваши эротические фантазии не имеют ничего общего с реальностью моего жизненного пути и смены работы и должности. Очень нелогично для человека, обиженного на компанию оставаться верным марке и продолжать вкладывать средства в систему, сделав покупку очередного объектива в прошлом месяце. Видимо, вы не в курсе, что родители ругают своего ребёнка не потому, что его не любят, а как раз по противоположной причине. И наше с Покемоном беспокойство связано именно с тем, что мы не хотим кончины компании, а наоборот желаем ей процветания.

              Аркадий, прошу обратить внимание на того, кто опять пытается провоцировать на хамство на вашем ресурсе.

              • Виктор

                Послушай(те), Ваня, вообще эта тема не связана никаким образом с перспективами развития компании, а затрагивает лишь вопросы выбора, напомню, любительской камеры Никон и объектива к ней. Флуд с кархистским настроем вряд ли соответствует данной теме (жаловаться на это Аркадию, как воспитательнице в детсаду, я не стану, он и сам прочитает), а соответствующие сообщения разместить в более подходящей теме, например, на ресурсе есть таковая, не помню дословно, но что-то там о перспективах зеркальных камер и популярности мобильников (отчего у ВСЕХ без исключения производителей фототехники дела идут значительно хуже, чем раньше). Про родителей и ребенка вообще не в кассу, тут налицо явная переоцененность собственной значимости для компании.

                Собственно, свою позицию я описал в сообщении выше, могу лишь добавить результаты небольшого наблюдения: те, кто проявляет наибольшую заинтересованность во второстепенных вещах, как правило, наименее заинтересован в основном – том, для чего фотокамера и предназначена. Это просто опыт, ничего личного :)

                И да, тот же Аркадий вроде бы не был замечен в подобных настроениях. Мотайте на ус, как говорится :-)

              • Роман

                Вы оба по-своему правы. Вполне очевидно, что Никон не ждет ничего хорошего и для того, кто планирует покупать новую камеру “на вырост”, особенно что-то из тех же беззеркалок Z-серии в надежде “скоро выйдет еще круче” стоит принять это к сведению. Точно так же, строить полноценную фотостудию на Олимпусе я бы тоже поостерегся. Хотя вон тот же Пентакс себе где-то чего-то ваяет периодически и преданный фанат вполне может себе наслаждаться их продукцией, довольствуясь отношением “хрен найдешь и хрен починишь”.

                С другой стороны, даже если Никон или Кэнон гикнутся буквально завтра, запаса камер и линз на руках хватит еще лет на двадцать. Сначала они уйдут в дефицит, а потом будут выходить на рынок по еще более скудным ценам. Мне с моим парком оптики так вообще можно не париться – не хватает только тилт-шифта. А любителю, берущему тушку с китом – тем более. Надоест старая – возьмет новую тушку новй системы с китом и дешевый полтинник к ней же.

              • Роман

                *по еще более доступным ценам* Как это происходит сейчас со всей когда-то дефицитной, но уже неподдерживаемой техникой.

            • Покемон

              Это не Паникёрство, это как в бессмертной классике: “…мне за державу обидно” :-)
              Я всё таки надеюсь, что они не будут делать поспешных решений.
              Мне, если честно, с недавних пор уже стало всё равно какая системой снимать.

              • Виктор

                Да и бес с ним, с Таиландом :-)

                Например, что до объективов, мне встречались как откровенно неудачные японские модели, так и откровенно удачные, тайско-китайские, потому иллюзий по этому поводу не питаю (хотя, каюсь, одно время испытывал трепет перед надписью made in japan :)

  • Арте

    Приветствую.
    Как и сказано в статье – при выборе я наконец-то потерялся.
    Имею в планах съёмку портрета, пейзажа, студийная съёмка.
    Планировал покупку Nikon D810, но попались на глаза статьи о своеобразной красоте-глубине кадра с Canon и плюс слегка дешевле стоимость объективов внесли сомнение в решение.
    Помогите в решении вопроса, что же выбрать…
    На покупку есть 200 тыр.

    • Роман

      Вы попали в не самое удачное время, когда на сцену выходят беззеркалки, и, скорее всего, уже насовсем, но еще есть зеркалки, причем сразу двух видов. Пару лет спустя все будет просто и однозначно, а пока выбор действительно неочевиден.

      Если без эзотерики, то портрет, пейзаж и студия – это все больше про объективы и свет. Хорошие результаты, в принципе, достижимы и на зеркальном кропе, и на беззеркальном полном кадре, и среднем формате (если это не железнодорожные коты, конечно же), но для этого нужно время и опыт.

      Если прикидывать на вашу сумму, то для портрета-пейзажа-студии вполне можно влезть в какой-нибудь новый 6D Mark II + 24-105/4L (или 5D Mark III с тем же стеклом, но б/у) + 17-40/4L (если недостаточно широко, можно б/у) + какой-нибудь 85/1.8 (тоже можно б/у, ну или может чуть докинуть) и с головой закрыться по типовым потребностям на несколько лет. С перспективой перехода на беззеркальный полный кадр и работой ваших объективов без проблем через переходник. Дальше посмотреть нужен ли вам телевик или нет.

      По Никону, думаю, что-то аналогичное можно собрать на базе D810, но тут не знаю.

      Просто будущее будущим, а снимать надо здесь и сейчас. И клиенту результат важнее того на что вы снимаете.

    • Покемон

      Камера покупается с целью заработка или для души/для семьи/для себя?
      Если второй вариант и Вы ещё не успели обрасти объективами и привычками/пристрастиями, то я рекомендую не спешить.
      Многое ещё зависит от Вашего предыдущего опыта в фотографии.
      Если есть возможность арендовать или одолжить интересующую технику – лучше одолжить и попробовать, результат может быть неожиданным.
      Под Д810 желательно брать современные достойные объективы, они стоят не дёшево.
      Проще купить Д750 и недорогих 28-105/3.5-4.5 и 28-70/2.8Д – это будет недорого.
      Сейчас в зеркалки нет особого смысла вкладываться тк и Никон и Кэнон уже смотрят на БЗК и активно занимаются их развитием. Если бы я собирал с нуля на Никоне, то купил бы Z6 + 24-70/4(для начала), если на Кэнон, то EOS R + 24-105/4. На мой взгляд лучше уже сейчас готовить себя о переходе на БЗК.

    • Seladir

      Глубина кадра и прочая пластичность – это точно не свойства кэнона или никона, полного кадра или кропа. На первом месте работа собственно человека со светом и композицией, далее свойства объектива и очень малое значение тут имеет сама камера. Околонулевое, если мы хоть базово обрабатываем фотографии.
      Ну и я полностью согласен с другими комментаторами, что собирать сейчас систему с нуля лучше в виде БЗК.

    • Леонид Н.

      Советую найти сайт где можно посмотреть фотографии с интерересующих камер. Я бы сказал что у камер Canon специфическая цветопередача.

      • Покемон

        При проявке штатным проявщиком Canon DPP никаких проблем нет, даже наоборот – после Д750 на Единицах все настолько хорошо, что конвертирование рав-ов идет почти на автомате(вот на Фуджах действительно на автомате – без правок в 90+%случаев), ну иногда минут 5 потратишь на фотку и все.

  • Виктор

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. Хочу купить первую зеркалку на б/у рынке (есть мыльница и ультразум, хочется что-то более интересное)на разные случаи жизни. Бюджет около 10 грн. На сегодня приглянулись варианты:
    Nikon D5200/5300 kit 18-105 (есть варианты, когда с 5200 идет стекло 18-200 или даже два – 18-105+50 / или 18-55+55-200)
    Nikon D700/7100 kit 18-105
    Canon 2000D EF-S 18-55mm IS ||
    Читал похожие комментарии ниже. Но боюсь, что 7000-серия слишком крутая. А может более новый Canon будет предпочтительней? Прикреплю скрин вариантов. Заранее спасибо.

    • Виктор

      Или д7100, или д5300, тот, что с тремя объективами.

      • Виктор

        И нет, “более новый canon” (2000д) точно НЕ предпочтительнее.

      • Виктор

        К сожалению, там все объективы продают отдельно. Спасибо за овтет.

    • Trueash

      Я бы посоветовал d5300 или d7100 + 18-105 (или 18-200). Разница не в “крутости” фотоаппарата, а в наличии/отсутствии тех или иных функций. Я снимаю на d7100, и иногда жалею, что у него нет поворотного экрана, как у 5ххх. Зато у него есть верхний дисплей – очень удобно для быстрой смены настроек. И со старыми объективами работает экспозамер. А еще он крепкий и даже худо-бедно погодозащищенный. Но при этом 5ххх легче :) То есть в любом случае – что-то приобретете, что-то потеряете. Кроме того, тушка играет последнюю роль в создании хорошего снимка. Выше стоят объектив, свет и умения фотографа.
      Смотрите, что *вам* важно, желательно или безразлично. Или просто берите то, что больше нравится. И внимательно осматривайте камеры при покупке, как минимум – проверьте пробег затвора, наличие грязи на матрице, царапины, трещины и т.д.

  • Анастасия

    Здравствуйте!
    Вышел из строя мой фотоаппарат, служивший верой и правдой 11 лет – Nikon D7000.
    Решила обновиться, но взять б/у. Из задач: съёмка в студии, съёмка при естественном освещении, портреты, природа, городские виды.
    Нашла два варианта, уже пересмотрела кучу сравнений и перечитала статьи по 2 раза, но не могу принять решение.
    Nikon D750 + объектив 50 mm 1.8 – пробег 1662 кадра, куплен в августе 2020 г., ещё на гарантии (к слову, объектив мне не нужен, поэтому на какую-то цифру, думаю, цена изменится) – 90 000 руб.
    Nikon D800e – пробег 16000 кадров, по фото в очень хорошем состоянии – 84 000 руб.
    Пожалуйста, помогите сделать выбор! Я знаю, что здесь много компетентных людей и владельцев/бывших владельцев этих камер.

    • Иван

      Я бы посоветовал отремонтировать Д7000. Это намного дешевле. “По фото в очень хорошем состоянии” – по внешнему виду, а тем более по фотографии, техническое состояние определить невозможно.

    • Manfromsummer

      Я бы взял D750 – с учётом того, что аппарат на гарантии. Ну и D750 хорош, являюсь его владельцем, перешел на него с D7100.
      Возможно, оно и дешевле отремонтировать старый фотоаппарат, но, чувствую, для Вас это не вариант, раз хотите перейти на ФФ.

    • Виктор

      Конечно, брать д750.

      Д800е уже без гарантии (да и откровенно говоря, дороговато, в такую цену уже д810 идут), а мучить д7000, вкладывая в него даже относительно небольшие деньги, не имеет смысла.

    • Спецеолист

      D600/610 годный и на сдачу пару фиксов.

    • Покемон

      “Из задач: съёмка в студии, съёмка при естественном освещении, портреты, природа, городские виды.”
      Для ответственной съёмки и под Ваши задачи лучше выбрать Nikon Д810.
      Аркадий хвалил эту камеру.
      Б/у Д810 ненамного дороже ухоженных Д800Е (Д800 попадаются чаще и они дешевле), но он интереснее этих двух камер.
      Д750 я бы не взял, тк она у меня уже была и восторгов после себя не оставила.
      Эта камера не всегда адекватно работает с искусственным светом.
      “куплен в августе 2020 г., ещё на гарантии (к слову, объектив мне не нужен, поэтому на какую-то цифру, думаю, цена изменится) – 90 000 руб.”
      Это конская, просто неадекватная цена для Д750. Ей красная цена – 60-65 тысяч рублей даже в таком состоянии, похоже владелец мутный или хочет отбить покупку Z6 за Ваш счёт.
      За Д800Е тоже просят много – её красная цена 70-75.000рублей.

      • Виктор

        Кстати да, 750я новая стоит 90, если там дешёвый 1.8 полтинник, не думаю, что его изъятие сильно повлияет на цену камеры.
        При таком раскладе лучше взять новый, или уже смотреть 810.

        • Покемон

          Ниже как раз написал.
          Сейчас народ массово уходит на БЗК и Д810 сильно подешевели и вообще много хороших предложений по зеркалкам на авито.

      • Покемон

        Инфа к размышлению для Анастасии:
        Новый Z6 стоит от 115 тысяч рублей серый и 130тысяч белый.
        Б/у Д810 – от 75.000 до 90.000 за ухоженный экземпляры с пробегом до 50.000кадров.
        85-90к стоят коробочные с пробегом до 15.000кадров.
        Платить 90к за пластиковый Д750 просто за гранью моего понимания.

    • Вв

      Как пользователь Nikon D750 могу его рекомендовать (имея также D7200, D7100, D5100). Фотоаппарат не идеален, но весьма неплох.
      Но, как уже писали выше, цена неадекватна. В Украине цена на новый D750 (body) стартует в районе $1200 (примерно за эти деньги и брал два года назад), такая цена обычно за ‘раскитовку’. Nikon 50/1.8G на вторичке стОит в районе $125.

    • Леонид Н.

      Я бы посоветовал искать D810

  • Анастасия

    Здравствуйте!
    Огромная благодарность Вам за советы и рекомендации. Я остановила свой выбор всё же на D750.
    Перечитала ещё много статей, снова сравнила характеристики и поняла, что на данном этапе для меня важнее в камере.
    Перелопатила кучу объявлений, сравнивала с моделями, которые Вы также рекомендовали. Была даже готова слетать в Питер на день, чтобы купить, тк там гораздо больше вариантов, чем у нас в Калининграде. В Питере был подобный D750 с пробегом 1950 кадров, но без гарантии за 72000 руб.
    Здесь без объектива мне отдали его за 80000 руб + сумка + 2 карты памяти на 32 гб.
    D810 все с гораздо бОльшим пробегом, что вполне логично.

    На месте фотоаппарат проверила – вид абсолютно нового, болтики не крученные, разводов в разъёмах не обнаружила, проверила на битые пиксели.
    В общем, я счастливая (надеюсь) обладательница полного кадра.

    Ещё раз всех благодарю. Вы самые отзывчивые!)
    Всех благ!

    • Покемон

      Д750 за 80к в 2021 году?
      Есть же Авито доставка и проверенные продавцы по отзывам.
      Я так часто из регионов покупаю то, что в Москве/Мос.обл. не найти или можно купить с переплатой.
      Ладно, главное Вы довольны, но я подозреваю этот циничный продавец попадёт в ад, если будет так жестить и дальше.

      • Анастасия

        92 тыс стоит новый с доставкой в 9 дней.
        Смотрела объявления и в Москве, и в Питере – лучше варианта по состоянию, пробегу, гарантии и комплектации не было(
        Были, конечно, пробегом в 60 тыс по стоимости около 63 тыс, но как-то не хотелось брать такой с доставкой из Питера)

        • Покемон

          Специально открыл сейчас объявления по РФ:
          по РФ 261 объявление:
          Поехали:
          1) Фотосклад – 89 091 ₽ (Товар является новым с запечатанной упаковкой.)
          2) ФОТОМАГ- 87 500 ₽ (Новые фотоаппараты, с гарантией)
          3) Магазин “Фотомир” – 87 000 ₽ (Тoвap новый в упаковке.)
          4) МАГАЗИН FOTOSTAR – 87 000 ₽ (Новый)
          5) фото-Маркет – 86 990 ₽ (новый гарантия. Пoлный кoмплeкт.)
          6) Foxphotopro – 86 954 ₽ (Товар является новым)
          7) GetLens – 83 900 ₽ (shutter 500)Гарантия магазина 6 месяцев. Количество срабатываний затвора 500 кадров. Полный заводской комплект в оригинальной коробке.
          8) Фото и Дело – 72 000 ₽ (В комплекте зарядное, ремень на шею, аккумулятор.
          Пробег 1785 кадров.)
          9) Фото и Дело – 70 000 ₽ (пробег 1950 кадров), Полный коробочный комплект.
          10) Магазин “Фотомир” – 69 900 ₽ (пробег 2900кадров, Пoлный завoдcкой кoмплект)
          11) Pixel-Center – 69 890 ₽ (S№2095464, пробег 4216 Пoлный завoдcкой кoмплект)
          итд итп вниз по цене и идёт рост количества кадров, что не принципиально.
          И я не упомянул ни одного из частников. Со всеми магазинами можно договориться о доставке.

          • Виктор

            Покемон, по всему списку проходить не стану, замечу только, что в фотоскладе тушка серая, хотя и новая (что чревато в общем-то с вопросами гарантии), а всякие “фотомиры” с “фотомагами” – жулик на жулике, пытающиеся за привлекательную стоимость сбыть неликвид, не брезгающие даже фальшивыми фото в обьявлениях, это все из личного опыта, если что.

            Так что если девушке попался действительно нормальный экземпляр с малым пробегом и с остатком БЕЛОЙ гарантии за 80к, из первых рук (а не от перекупов), можно за нее только порадоваться. Цена может быть и не предельно низкая, но вполне в рынке. Думаю, она и сама сравнивала предложения, и в курсе стоимости, что и почем продают.

  • Александр

    Всем доброго времени суток
    Вопрос есть.Бюджет небольшой.Покупка первой камеры.рассматрмваю бу боди.Обьектив фикс 50.1.8 или 1,4 Помогите с выбором:
    Хочу Никон d90(скажем бюджет)Друг советует никонd5200(новее шустрее,)это +30%к бюджету. Есть d7000 очень нравится ,но это ,+60% к бюджету
    Полный кадр пока не рассматриваю.

    • Покемон

      “Обьектив фикс 50.1.8 или 1,4”
      Зачем он Вам?
      Мне вот тоже (когда то давно) советовали купить именно полтос.
      На кроп.
      Вопрос, что планируете на него фоткать?
      Я потом долго жалел, что послушал “добрых людей” и купил Д90+50/1.4Д, а не свежий Д7000 кит.

      • Покемон

        Вообще “обязательная” покупка полтинника на кроп для новичка это нечто такое дремучее, как и обучение вождению зимой на Жигулях классике с убитым сцеплением и лысой резиной.

    • Вв

      Если это первая камера, и опыта нет возьмите Тамрон/Сигма 17-50/2,8 – это намного удобнее и универсальнее полтинника на кропе. D90, конечно, уже старичок по современным меркам, и матрица у D5200 поинтереснее, но со светосильной оптикой можно работать и с D90.
      Полтинник на кропе, как написали выше, не удобен, особенно в небольших помещениях. Полтинник в качестве единственного объектива на кроп я бы вообще не рассматривал. В идеале, если есть возможность, после покупки тушки возьмите полтинник в аренду, попробуйте поснимать им те сюжеты, которые хотели бы, и поймёте, нужен ли он.

      • Покемон

        Часто у людей только начинающих снимать нет понимания фокусного расстояния совсем.
        Для них это просто цифры.
        Имхо для начала лучше брать кит – это недорого(это очень важно для новичка тк он уже потратился на камеру) и не жалко в случае чего.
        И появится понимание фокусного, что важнее.

        • Вв

          Кит – конечно дешево и сердито, но при неудачном стечении обстоятельств тот же 18-55 может давать результат сравнимый со смартфоном…
          Если уж поиграться с фокусными – то хотя бы 18-105, лучше 18-140, но цена уже приближается к Тамрон/Сигма 17-50/2,8 – а это уже другое качество и ощущения.

    • Виктор

      Доброго и вам.

      Для начала по тушкам. Д90 хотя и “древний”, но в работе куда как удобнее того же д5200. Количество мегапикселей по сегодняшним временам конечно практически предельное, но не стоит ждать от 5200 “вдвое более качественной картинки”, ее там не будет.
      В общем, на роль первой камеры вполне подходящий вариант, но ищите посвежее, не ушатанную. Их продавалось очень много.

      По объективу – полтос вполне ок, в свое время именно полтинник стал ТРЕТЬИМ объективом после китового (вторым был “бесплатный” Гелиос), и я ни на минуту не пожалел о его приобретении, и кстати снимаю им до сих пор. Но советовал бы именно 50 1.8G, как наиболее приемлемый по совокупности.

      Отличный вариант на кроп.

      Многие предпочитают ему более универсальный 35дх, но, нмв, их оба универсальными не назовешь, а картинка у 50 интереснее.

      Но разумеется полтинник не может быть единственным объективом, иногда захочется и пошире и здесь на помощь придет именно дешевый 18-55.

      Тут писали о сигме, и это действительно неплохой универсал за свой бюджет, но личное мое мнение – она НЕ сможет заменить полтинник на кропе, если интересно – отпишу более подробно.

      • Антон

        Сам владею 90. Как показал Алиэкспресс дядюшка Ли уже наделал запчастей на неё и ждет только команды отгрузить покупателю, так что думаю пробег не так важен. В 90 печалят шумы при больших ИСО (ну больше 800), хотя возможно я просто слишком много требую- люблю ночное небо фотографировать, а объектив штатный 18-55

  • Роман

    Здравствуйте, спасибо большое за Ваш труд, благодаря информации изложеной в статьях начал хоть что то понимать!

    Вопрос, хочу купить старенький D3100 с пробегом в 12000 кадров, цена 110$. Фотоапарат нужен для освоения мира фотографии. D3100 изза того, что продает близкий знакомый и я уверен в состоянии камеры.

    Стоит ли брать?

    • Иван

      Берите. Приобщайтесь к к фототворчеству.

    • Николай

      Конечно стоит!
      Отличный фотоаппарат для начинающего, да и для любителя тоже. Сам с него начинал и имеются только положительные воспоминания

    • Б. Р. П.

      Стоит, конечно. Тем более, если есть уверенность в хорошем состоянии. Камера неплохая.

    • twm

      110$ за D3100 – ИМХО, дороговато на сегодняшний день. По крайней мере, для крупных городов России, где рабочий комплект с китом 18-55 можно найти за 50-60$.

      Хотя, наверное, я опоздал со своим мнением.

  • Александр Т.

    А почему Вы рекомендуете в этой статье полнокадровые фотоаппараты, а в подобной статье для Canon полнокадровых фотоаппаратов нету?

    • Алексей

      Автор сего блога предпочитает никон. Его право :) А что полный кадр кенон? Если нужно недорого, то 5DMkII, 1DsMkII/III, и собссно, усё))

      • Виктор

        Как это усе?

        А как же самый халявный цифровой фуллфрейм – первый пятак?

        • Алексей

          слишком древняя камера со слишком большим количеством проблем. я их больше даже не беру в ремонт.

          • Виктор

            О, интересно, поделитесь опытом.

            Что за проблемы (помимо известной с зеркалом у первопятака? Как с надёжностью у 5д2? Насколько 5д2 надёжнее/ненадежнее д700 от Никона? Насколько единицы по конструктиву лучше (или не лучше) 5д2?

          • Андрей

            обычно проблемная камера- мечта ремонтника. Как-то нелогично.

          • Дмитрий Костин

            Да там наверное смысла заниматься ремонтом Первопятаков немного – легче продать на запчасти пойти на барахолке купить более живой, либо как вариант Единицу тех же лет или чуть новее.

  • Антон

    Здравствуйте. Жаль что Вы не сделали обзор на 7500…

  • Екатерина

    Всем добрый день. Аркадий, огромное спасибо за обзоры фототехники. После Ваших статей хоть что то стало ясно. Долгое время я пользовалась Nikon D90. Для любительской фотосъемки, портреты, пейзажи, животные, птицы, цветы. Из за не большого бюджета, К нему у меня собралось несколько объективов. Kit 18-200, китайский 50 f1,8, nikkor 70-200 f3,5-4,5 и Tamron 24-70 f2,8. Но тут у меня сломался D90 и встал выбор покупки нового. Прочитав Вашу статью я решила остановить свой выбор на F750 или F7500. Хочется полный кадр, но не знаю подойдут ли мои объективы к нему. Или выйти уже на новый уровень и с новой тушкой приобрести и новые объективы. Или остаться на кропе?

    • Дмитрий Костин

      “Или выйти уже на новый уровень и с новой тушкой приобрести и новые объективы. Или остаться на кропе?”
      Всё зависит от Ваших задач.
      Если бы не сломался Д90 то так бы и продолжали на него снимать?
      Если ДА, то вполне хватит d7000, d7100, d7200, d7500.
      *
      Под Д750 лучше оставить Тамрон 24-70/2.8, а остальное продать.

      • Екатерина

        Спасибо за совет. D90 давно планировала поменять, не очень нравится картинка по сравнению с теми, кто на полный кадр снимает. Но иногда задумывалась о том, что может дело не в фотоаппарате, а в объективах или во мне.

        • Виктор

          Если есть возможность поменять – стоит поменять, так как лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал :-)
          Все равно вас будет червячок грызть “а как там, всё-таки, на полном кадре??”
          А так причина может быть во всем вышеперечисленном – и аппарат, и оптика и (самое главное) – опыт кнопконажимателя.

        • Роман

          В D90 процентах случае дело в фотографе. Обратитесь в прокат или к знакомым, снимите одно и то же на полный кадр и на D7500, поменяйте объективы, еще раз – и сравните.

    • Олег Шевченко

      Если сомневаетесь, нужен ли Вам полный кадр или нет – скорее всего он Вам не нужен.

    • Иван

      F — film, так обозначались плёночные камеры Никон, а цифровые — D (digital).

  • Красотка без фотика

    Все таки Кенон или Никон – тема не раскрыта. Хочу фоткать людей, и ногти. Иногда может снимать короткие видео (не факт) а вы меня запутали .. помогайте распутывать теперь

    • Роман

      Какой толстый наброс.

      • Виктор

        Роман, как видно, не для всех :-D

    • Иван

      Красоткам фотики не нужны. Красоткам нужен поклонник с фотиком, который будет снимать красотку, её ногти и так далее. А уж Кэнон ли это или Никон, либо другой бренд — абсолютно неважно. Красотки всегда получаются красивыми.

  • Сергей

    Надо бы обновить статью, как минимум вышли Nikon Z5, которая не сильно хуже Z6, а значит в свой бюджет великолепна, а также Z6II, Z7II и Zf.

  • Николай

    Nikon D7000 у меня-размер фото только 3*4 можно? 9*16 не возможно?

    • Спецеолист

      В фоте нет. Кропить в редакторах, вроде ViewNX.

    • Виктор

      Вообще-то 3*4 это к микре, да к обычному зеркальному олику, у всех прочих (у Никона точно) – 3*2.

  • Лев

    Здравствуйте!
    Подскажите какие варианты объективов подойдут для интерьерной съемки?
    Рыбий глаз дает слишком большое искажение, но при этом нужен достаточно большой угол (примерно от 12 до 16, в крайнем случае 18 мм )
    Шифт решения пока не рассматриваю, бюджет не тот.

  • Олег

    Спасибо большое за статью. Подумывал сменить 3200 на 5300. И гложет меня теперь сомнение, есть ли в этом смысл..

  • Татьяна

    ДВС! Выбираю первый фотоаппарат, ранее пользовалась только телефоном.Цели брать в поездки фото природы, архитектуры, люди.Ожидания красочные, сочные цвета, четкость главного фокуса(я понимаю как главного объекта на фоне. Легкость в управлении для чайников), недорогой бюджет до 30тыс, поскольку это длительные поездки в разных странах,не бояться потери(кражи) Чем больше читаю про выбор тем -как люблю говорить “чем дальше в лес тем темнее и страшнее”)Очень буду благодарна за подсказку модели и меньше терминов). Сейчас буду перечитывать ваши статьи на второй круг.

    • Андрей

      за 30 тысяч гривен можно найти очень приличный аппарат, конечно. Точно не для чайников.

    • Андрей

      Красочные ожидания- это как?

    • spitzer

      рублей? гривен?

    • Б. Р. П.

      Без терминов (почти). Любая зеркалка\беззеркалка, любой фирмы + китовый объектив. Помещающаяся в ваш бюджет.

    • Спецеолист

      Посоветовал бы Татьяне не побояться и покупать б/у-шный фот – сэкономите втрое. Если внешний вид как новый – всё там работает. Фот вроде никон 5100 или 5200 с объективом 18-55 или 18-105 покроет все ваши потребности.

  • Бульба

    Почему нет ни слова про d300, это же лучшая камера за свои бабки сейчас. Можно взять за ~120 баксов и делать все, это по сути кропнтутый профессиональный фотоаппарат. 51 точка, 100 охват ови, хорошая матрица, экран, куча кнопок(можно настроить все не заходя в меню), магниевый сплав. В ней есть тупо все. Короче мой совет новичкам, возьмите 35 1.8 и д300/д7*00 и снимайте шедевры. На таком сетапе реально можно заниматься коммерицией.

    • Б. Р. П.

      Это действительно проф камера, для новичков она будет функционально избыточна, в большинстве случаев сложна в освоении. А заниматься фотокоммерцией новичкам определённо не стоит.

      • Мария Бардина

        Смотря какие новички. Кто-то так и будет (как некоторые, типа меня) ходить и снимать неспешно птичек и веточки. Я и до сих пор снимаю на D90, и он меня радует в хорошую погоду. А кто-то прямо нацелен с самого начала на освоение коммерческого направления и быстро будет прогрессировать и снимать в разных условиях, с разным светом и тд. Зачем ему тратить время на вечно-любительский уровень.
        Это все равно как с любой техникой, машиной, спортивным снаряжением и тд.
        В профкамерах очень нравится, что нет любительских режимов и лишних кнопушечек костыльных.

        • Б. Р. П.

          Вы правы, в отдельных случаях так и будет. Если я правильно понимаю направленность той статьи, это как раз общий случай, основная масса новичков, которые ещё не понимают, какие режимы, кнопки и т.п. “лишние”, а какие нет.

        • Спецеолист

          Мария, прочитал Ваш коммент и потянулся за своим Д600 – есть ли там “любительские режимы”? Вау – и зелёное авто, и “сцены”! Даже не знал, что это камера для лохов. Д90, кстати, тоже. Но наличие этих режимов мне никак не мешает, я их не замечаю. А вот мой знакомый, в юности щёлкающий на плёночники с мануальным управлением, снимает сейчас цифровой зеркалкой пейзажи, стрит в режиме “сцены”, не смог освоить А и М. Можно и Татьяне оставить эту возможность.

  • Sergey

    Добрый день!

    Я только начинаю изучать фотографию и на этой неделе, после опроса знакомых, у которых лежит ненужная им техника, заполучил вот такой странный комплект из дешевого кропнутого фотоаппарата Nikon D90 + 2 качественных светосильных объектива Nikkor AF-S 50 mm 1.4G и AF-S VR-Nikkor 70-200mm, которые больше подходят для полноформатной фотокамеры.

    Насколько я понял, фокусные расстояния надо умножать на 1.5, то есть у меня покрыто расстояние 75-300.

    Надо ли покупать еще какой-то объектив или просто начинать пока учиться с тем, что есть?

    Если первые объективы светосильные, то не будет ли покупка недорогого, но менее светосильного объектива в дополнение к этим – разочарованием?

    И на какой б.у полнокадровый фотоаппарат стоит смотреть на будущее, если интерес не пропадет и захочется развиваться в этом направлении? Nikon Z6 + переходник на имеющиеся объективы? или Nikon D610?

    Понимаю, что с бесплатными объективами просто повезло, и дополнить в будущем уже по рыночной цене этот набор смогу только 1-2 покупками + еще вообще не разобрался с тем, какие могут быть затраты на свет для “домашней студии”

    Что планирую фотографировать:

    Дочка-подросток хочет, чтобы после окончания ковидных ограничений я ее фотографировал во время всех выступлений (танцы, вокал, немного спорт) + делал ее портреты на улице в разных красивых локациях + сама хочет попробовать дома в комнате 5х4 сделать нужный для фото свет и самой учиться фотографировать своих подружек + летом делать фото разных красивых мест в городе и уличные портреты тех же подружек на прогулках. Обработка фото также очень интересна, т к много рисует в Фотошоп и думает быстро освоить его функции по работе с фото.

    Пейзажи и съемка в путешествиях вроде пока неинтересны, видео будет снимать на экшен камеру.

    • Б. Р. П.

      Штатный зум для широкого угла в комплект не помешает, бюджетно 18-55\105. Качественно Сигма 17-50 2,8. При переходе на фф Сигму продадите без потерь особых. Для съёмки выступлений 70-200 будет как раз. Хороший подарок вам сделали знакомые)

      • Sergey

        Да, то что 70-200 подходит для съемок выступлений на воздухе – уже понял. Друг, который отдал этот объектив, спонсировал любительскую футбольную команду и только футбол на него и снимал, очень качественно. а после 2014 года денег на команду уже не осталось и объектив у него много лет просто пролежал без дела.

        Но до весны все выступления будут в помещениях, часто с плохим светом.

        И вообще сейчас будем вместе с дочкой учиться скорее всего в небольшой комнате 4х5 друг на друге, в основном портреты с дополнительным светом, в котором еще надо разобраться. И в том, каким объективом с какого расстояния с какими настройками и какие ракурсы снимать – только первый день изучаю.

        • Виктор

          Не тратьте время, сразу меняйте (точнее, дополняйте) д90 хотя бы д610. Во первых сможете нормально дома снимать ребенка хоть на полтинник (и не понадобится широкий угол на кроп докупать), во вторых имеющиеся объективы дадут на фуллфрейме совсем другую картинку.

          • Спецеолист

            Кстати, да. Даже хотя бы д600 брать. Объективы достались Вам классные, кроп для них как шоры на глаза. Тесно, наверно, с 50-ком в комнате? Касаемо “дополнительного света” – придётся ещё и на вспышку разориться. Из бюджетного – например сб800 с рук. А к д90 можно прикупить китовый зум, для прогулок.

            • Sergey

              Пока весь день изучаю инструкцию и видео, пытаюсь как-то уложить в голове новую для меня информацию о взаимосвязи всех факторов, влияющих на качество фотографии, чисто технические экспериментальные снимки делаю и не до конца понимаю, за счет чего в одном случае получилось, а в другом нет – и опять в youtube за объяснениями…

  • Лев

    Здравствуйте!
    Встал выбор покупки камеры. Есть вариант взять d5200 с 18-105 (в районе 20 т. комплект) или d5300 c 18-140 (около 30т.), будет ли существенная разница между этими вариантами? Разница в цене все же существенна.
    Сейчас снимаю на d3200 c 18-140, в целом устраивает, за исключением того что он не мой) Себе хотелось бы взять посерьезнее аппарат, не нравится как 3200 ведет себя на высоких исо. (До этого был 3100, так 3200 ощутимо во многом его превосходит, вот я и думаю так же ли существенна разница между 5200 и 5300)

    • Аркадий Шаповал

      Да, разница будет, в общем случае 5300 + 18-140 предпочтительней

  • Алла

    Добрый день. Есть Nikon D5300 + kit 18-55, 35, 18-200. Более менее качество получается с фиксом 35. Оба зума – не резкие. Снимаю пейзажку, флору-фауну хотелось бы крупным планом, но получается резкость на 3+. Нужно тушку и объективы менять или смотреть в сторону более резких объективов, а тушка ни при чем?

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф Аркадий Шаповал. 2009-2024

English-version of this article https://radojuva.com/en/2013/01/what-camera-nikon-shoud-i-buy/comment-page-23/?replytocom=346115

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2013/01/what-camera-nikon-shoud-i-buy/comment-page-23/?replytocom=346115