Что такое выдержка

Выдержка — это время, за которое фотоаппарат фиксирует изображение. При фотографировании свет считывается с помощью матрицы фотоаппарата или с помощью пленки. Когда мы не делаем снимок, пленка или матрица закрыта затвором. Во время съемки затвор открывается и пленка или матрица принимает изображение от объектива. Количество времени пока будет открыт затвор и есть выдержка.

Выдержка в фотографии, это не то же самое, что выдержка вина

Выдержка в фотографии, это не то же самое, что выдержка вина

Нет, статья не про алкоголь, статья про фотографическое понятие выдержки.  Выдержка — это просто. В телефонах и цифровых камерах (мыльницах) нет как такового механического затвора. Там в качестве затвора служит включение/выключение матрицы. Но принцип работы полностью сохраняется с единственной разницей, вместо поднятия зеркала и хода шторок затвора — матрица мыльницы просто обновляется. Сейчас модные беззеркальные камеры, например Sony ILCE-7 не имеют зеркала, но имеют самый настоящий механический затвор, который выдает тот самый приятный щелчок спуска затвора.

Длинная выдержка в пол секунды из-за недостаточного освещения

Длинная выдержка в пол секунды из-за недостаточного освещения

В чем измеряется выдержка

Выдержка измеряется в секундах, минутах, часах, днях. Обычно, даже секунда — это слишком длинная выдержка, потому, почти всегда выдержка указывается в долях секунды. Например, 1/60, 1/120, 1/500, 1/4000, часто дописывают еще слово «сек» или «с» или «sec», как сделано на моих фотографиях в этой статье. Если выдержка указывается в секундах, то возле числа пишут знак секунды — 2′, 10′, либо просто 3 с, 15 с. Выражение ‘1/20 с’ читается как «одна двадцатая секунды».

Очень короткая выдержка, чтобы было видно каждую капельку воды, а не целую струю

Очень короткая выдержка, чтобы было видно каждую капельку воды, а не целую струю

Как настроить выдержку в камере?

Проще всего настроить выдержку в камере в режиме выдержки либо в ручном режиме. Режим выдержки обычно обозначается как S (shutter — затвор) или Sv (shutter value — значение затвора, значение выдержки), иногда можно встретить обозначение Tv (time value — значение времени). Этот режим, обычно, находится на колесе выбора режима съемки (детальней здесь). Выдержка влияет на время, которое будет открыт затвор камеры. В данных режимах просто устанавливайте выдержку которую Вам нужно. Как это сделать придется почитать в инструкции.

Очень длинная выдержка в 10 секунд, когда света очень мало

Очень длинная выдержка в 10 секунд, когда света очень мало

Выдержка бывает разная

Бывает очень короткая (быстрая) выдержка, для современных цифрозеркальных камер пределом выдержки обычно является 1/4000с, в продвинутых камерах 1/8000с, в специализированных камерах выдержка может быть 1/40.000. Например, мой Nikon D5200 имеет минимальную выдержку в 1/4000с, а Nikon D7000 — 1/8000с, а старый Nikon D1h и новый Nikon 1 J1 — 1/16.000с. Короткая выдержка важна при съемках очень быстро движущихся объектов либо при съемках на супер светосильный объектив при ярком свете. Разницу в выдержке в два раза называют стопом (ступенью). Например, разница в выдержках 1/20с и 1/80с составляет 2 ступени (2 стопа), или 4 раза. Как добиться супер короткой выдержки на фотоаппарате можете почитать здесь.

Короткая выдержка, чтобы поймать движение ребенка

Короткая выдержка, чтобы поймать движение ребенка

Бывает и длинная выдержка. Обычно пределом в длине выдержки на современных камерах служит 30 или 60 секунд. Например, камеры Nikon D3100, Canon 700D имеют возможность получать выдержки только до 30 секунд. Если нужно выдержку более длинную, то существует выдержка «от руки», обычно она обозначается как BULB (B). В этом режиме при первом нажатии на кнопку спуска — затвор открывается, а при втором нажатии — затвор закрывается. Таким образом, можно добиться очень длинной выдержки. Обычно длинную выдержку делают с помощью пульта ДУ или тросика камеры со штатива или неподвижной поверхности. Фотография ниже сделана на Nikon D90 и пульт ДУ ML-L3 с выдержкой в 1/13 с. Длинную выдержку можно использовать для создания необычных визуальных эффектов, например, снимая движущиеся машины ночью, либо используя световое перо.

Длинная выдержка в одну тринадцатую секунды

Длинная выдержка в одну тринадцатую секунды. Фотосъемка тумана

Синхронизация со вспышкой

Существует одна серьезная проблема для коротких выдержек. При использовании камеры со вспышкой из-за специфики работы затвора камера не может синхронизировать вспышку и короткую выдержку. Синхронизировать — означает одновременно дать импульс света вспышкой и открыть затвор. Потому, можете проверить, что обычно камера со встроенной вспышкой делает фотографии только на выдержках до 1/200 с. Такую выдержку называют выдержкой Х-синхронизации. Некоторые любительские камеры могут синхронизироваться со вспышкой вплоть до 1/500 c — например, Nikon D40, Nikon D70s.

Внимание: ни одна встроенная вспышка, ни на одной камере не может работать с очень короткими выдержками. Еще одно важное замечание — при съемке со вспышкой в реально плохих условиях освещения некоторые камеры автоматически выставляют выдержку в 1/60с, как на примере ниже.

Снимок сделан с помощью 2-х вспышек. Автоматика сделала выдержку стандартно в одну шестидесятую

Снимок сделан с помощью 2-х вспышек. Автоматика сделала выдержку стандартно в одну шестидесятую

Чтобы можно было использовать камеру с короткой выдержкой и вспышкой, нужно пользоваться внешними вспышками. Для того, чтобы все заработало, нужно чтобы камера и вспышка поддерживала режим быстрой синхронизации. В режиме быстрой синхронизации можно снимать со вспышкой на любых выдержках — от 30 секунд до 1/8000 с. Для чего нужна вспышка с короткими выдержками можете почитать в моей статье ‘Как фотографировать со вспышкой днем’. Ниже приведен снимок в режиме быстрой синхронизации вспышки.

Фото с помощью внешней вспышки SB-900. Выдержка очень короткая, снято в режиме FP — быстрой синхронизации

Фото с помощью внешней вспышки SB-900. Выдержка очень короткая, снято в режиме FP — быстрой синхронизации

Выдержка очень сильно важна при съемке с рук. Снимая с рук всегда нужно помнить про выдержку, чтобы получить резкий и не смазанный кадр. Как лучше всего снимать с рук можете также прочитать в разделе «как снимать с рук«. Значение выдержки, диафрагмы и ISO взаимосвязаны между собой, при изменении одного из них будет менять и одно или два остальных.

Полезные ссылки на каталоги объективов и другой фототехники:

E-katalog || Nadavi || Magazilla || Aliexpress

В последнее время мой блог требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Вы очень сильно помогаете мне когда пользуетесь любыми внешними ссылками, размещенными на Радоживе.
Очень короткая выдержка

Очень короткая выдержка

Выводы

Выдержка — это время. В разных ситуациях камере нужно разное время, чтобы получить снимок. Выдержка обычно изменяется в долях секунды. Выдержка и диафрагма — основные параметры в фотографии. Настоятельно рекомендую провести свои собственные эксперименты и тесты.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Добавить комментарий:

 

 

Добавить изображение (объемом до 1 МБ)

Комментарии: 198, на тему: Что такое выдержка

  • Alex

    Часы с Микки — классные

  • Тарас

    Аркадій, скажіть, яким об»єктивом була зроблена перша фотографія з квіточкою?

    • Аркадий Шаповал

      Nikon 18-105mm VR 3.5-5.6

  • аааааа… я себе тоже хочу такие часики с Микки Маусам

  • Давно такие фотки исчу.. Часы с Микки Маусам это нечто

  • Юрий

    Добрый день,
    Вопрос: как сделать выдержку в МИНУТЫ, для всяческих водяных (типа — «молочных»)эффектов с нейтральными фильтрами и полностью закрытыми диафрагмами, на вашем же Nikon D90? В инструкции не нащел — только 30 секунд, и всё…
    Спасибо.

    • Аркадий Шаповал

      В режиме М крутите выдержку до 30с, после чего там появляется режим BULB (от руки), первое нажатие кнопки спуска открывает затвор, второе закрывает. Можно экспонировать хоть целый месяц.

  • Денис

    Привет) Я конечно извеня..сь, а можно ли мне делать такие же четкие фото на мой nikon d3100 18-55 VR kit????

    • Аркадий Шаповал

      Конечно. В данной статье практически все фото сделаны на кит 18-105.

  • Денис

    Блиииин((( У меня 18-55 Kit(( Ну ладно) А вот вопрос: какое настройки должны быть на камере для ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ съемки? Например в студии)

    • Аркадий Шаповал

      Нет профессиональных настроек — есть понимания нужных настроек. В студии обычно ISO 100, 1\125c, F5.6-F16.0 по вкусу и нуждам.

  • Денис

    а диафрагма: что она дает? И как мне сделать смазанный фон?

  • Сергей

    Доброго времени суток, подскажите пожалуйста, как на моем Fudjifilm SL300 сделать фото с помощью выдержки в темноте и при дневном свете отдельно… Использую фотоаппарат и фонарик света циан, как мне им сделать рисунок или надпись? (как при дневном свете, так и в темноте), напишите пожалуйста, фотоаппаратом владею всего сутки, а хочется удивить одну даму, заранее спасибо

    • Аркадий Шаповал

      1. Найти режим М (ручной режим, обычно обозначается как М, либо Manual) и выставить значение выдержки в несколько секунд.
      2. Если ручного режима нет (такое часто бывает), то найти режим S (T, TV) и выставить значение выдержки в несколько секунд.
      Как управлять выдержкой — можно без проблем найти в инструкции к Вашему фотоаппарату. Про эффект фонарика у меня написано здесь — http://radojuva.com.ua/2011/04/svetopis-kpk-foto/

  • Сергей

    Огромное спасибо ( так как быстро схватываю, уже сделал несколько фотографий…)… И еще вопрос, а можно ли сделать выдержку более 8 секунд на моем аппарате? Потому, что я смог только столько сделать :/

  • Аркадий Шаповал

    Почитайте про это в инструкции к Вашему аппарату. Я не знаю.

  • Сергей

    Здравствуйте, у меня возник еще один вопрос… Вот у знакомого я видел замечательные снимки макросъемкой (там у паучка и глаза и ,даже, волосинки на лапках видно)… Мой вопрос звучит так : Могу ли я с моего Fudjifilm SL300 так же делать снимки макросъемкой (настройки заводские не дают такого эффекта)

    • Аркадий Шаповал

      Ваш аппарат не позволяет делать супер-макро снимки, это просто физическое ограничение аппарата, настройки здесь ни при чём

  • Сергей

    Ну там есть функция «супер-макро съемка (с расстояния не более 2 см)» — дословно описал функцию, но либо у меня руки не от туда растут, либо установки фотоаппарата не позволяют

    • Аркадий Шаповал

      Функция может и есть, а вот какой результат она дает — вопрос другой.

  • Кирилл

    Хорошая статья. В целом все статьи и обзоры техники хорошие.

    • Аркадий Шаповал

      Спасибо. Стараюсь)

  • Евгений

    у меня вспышка сигма530 супер, скажите она поддерживает быструю выдержку?

  • Serik

    Umenia nikon d 200… ia stvil biderjku na 1/200 i snimaiu. na 22 torom siemke ona izmenaietsia ia doljen postavit obratno na 1/200 pochemu ona izmenaietsia???

  • Serik

    Umenia nikon d 200… ia stvil viderjku na 1/200 i snimaiu. na 2 torom siemke ona izmenaietsia,ia doljen postavit obratno na 1/200 pochemu ona izmenaietsia??

  • Елена

    Блин, самая понятная статья, которую я когда-либо читала. Спасибо большое.

  • Николай

    извините за тупой вопрос но как вычислять выдержку например 1/400 сек если на фоте просто цыфры 1″ или 2 6 итд как их расшифровать и какая выдержка оптимальна для сьемки с рук тоисть минимальное заначение фот nikon d 7000 18-105 vr

    • Аркадий Шаповал

      Если 1» — то это одна секунда. Как высчитывать выдержку для рук с разными фокусными расстояниями объектива найдете в моей статье http://radojuva.com.ua/2012/01/dof-best-lens-photo/

  • Akan

    umenia d 80 kak-to ot rodstvennikov dostalsia. i ia vot pro4ital kak mog ponial 4ut’ 4ut’. viderjku izmeniaesh 4erez krutilku? ia proboval 1/200 stavit no foto stemnela 4to delat’? i eto samaia minemal’naia viderjka?

    • Аркадий Шаповал

      Samyiy prostoiy metod upravliat’ vyderzhkoiy — eto isopl’zovat’ rezhim S (shutter value), na kamere Nikon D80 mozhno ustanovit’ minimal’nuiu vyderzhku ravnuiu 1\4000, Esli u Vas minimal’naia vyderzhka sostavliaet 1\200, to skoree vsego, u Vas vkliuchena vstroennaia vspyshka.

    • витя

      Здрастеее

  • Антон

    Аркадий, спасибо большое за чудо сайт! Очень приятно читать обзоры и статьи! Я как начинающий зеркальщик недавно взял себе d3100 kit 18-55 vr f/3.5-5.6g
    Но почитав статьи, обзоры и прочее решил взять фикс объектив полтинничек из ряда «маст хэв». Вначале думал брать никоновский, но цены кусаются. Потом доверившись вашему сайту взял через Александра Гелиос-81н. Объектив супер. Я даже не ожидал, что настолько старый объектив (насколько я понял сейчас их уже не выпускают) может быть в настолько идеальном состоянии. Фикс чудо. Спасибо и вам и Саше.

    У меня как у новичка есть парочка тупых вопросов, ну не без этого :)
    Приготовьтесь, Аркадий, сейчас я Вас чуть-чуть помучаю своим творческим полетом мысли ;))

    1) подскажите, пожалуйста, вот у меня следующая ситуация. Дома при обычной лампе/люстре (около 200вт, короче светло) я фоткаю кота. Диафрагма у меня полностью открыта на Гелиосе-81н = f/2. Iso 200, чтобы dx матрица не шумела. Проблема в том, что когда я ставлю выдержку 1/20 , 1/30 и короче, то фотки темные получаются… Задирать iso как-то не хочется, чтобы шумов было меньше.. Подскажите как выйти из такой ситуации…

    2) на счет съемки макро. Как я понял с макро полтинники не очень работают, но это ясно ведь они не для этих целей делались.. Но все же интересно как у вас в обзоре данного объектива так красиво получилось сфоткать бабочек на цветах? Просто когда я близко подхожу с Гелиосом-81н, то не могу поймать фокус, так как у него есть (да и как у всех объективов) минимальное фокусное расстояние. Можно конечно снять макро в 5:1, перевернув объектив другой сторой и держа рукой приставив к боди… Но тут очень сложно поймать резкость… Или может тоже какой-то секрет есть? У меня когда я держу объектив перевернутым другой сторой к боди очень сложно поймать фокус.. Да и область, которая находится в фокусе при этом очень мала по центру…

    3) еще дурнуватый вопрос по поводу диафрагмы… На гелиосе-81н я ее вручную выставляю это ясно. Но при этом в мануальном режиме у меня пишет, что диафрагма закрыта. Ну он ясное дело, не видит объектив, но не сожет ли это как-то влиять на количество пропускаемого на матрицу света? Просто на объективе диафрагма полностью открыта, а на боди нарисовано, что закрыта (надеюсь на боди диафрагмы нет :))

    Спасибо большое за оказанное внимание!

    • Аркадий Шаповал

      1) шум не всегда так критичен, как о нем пишут, выходов мало а) еще однять ИСО б) использовать вспышку, штатив не подойдет, так как более длинные выдержки смажут кота из-за того, что кот подвижен.
      2) все фото в обзоре Гелиос-81Н делались в обычном положении объектива, иначе я бы написал что-то. Просто я использую другую методику съемки для макро — выставляю МДФ, и вместо фокусировочного кольца использую перемещение камеры для попадания в ГРИП, как добиться максимального макро с обычном положении я описал здесь http://radojuva.com.ua/2011/11/fotoxitrosti-chast-2/ Про обратную сторону объектива — Реверсивный МакроАдаптер, который стоит копейки.
      3) Вы скорее всего пишите про метод предварительной установки диафрагмы. При установленном объективе Гелиос-81Н на камеру Никон диафрагма всегда открыта, ее значение всегда равное 2.0 вне зависимости от того, какое значение установлено на объективе с помощью кольцо установки диафрагмы. Диафрагма закрывается до установленного кольцом значения только во время съемки. Количество света при наводке на резкость (фокусировании) всегда максимально, для наилучшего попадания в резкость. Про это написано в обзоре Гелиос-81Н.

  • Антон

    И еще, Аркадий, посоветуйте мне , пожалуйста, как для новичка штатив.
    я вот думаю между этой http://fotomag.com.ua/arsenal-ars-3730-info.html#info и этой http://fotomag.com.ua/ARSENAL_ARS-37101-info.html#info моделями, спасибо

    • Аркадий Шаповал

      Эти штативы довольно хлипкие, подойдут только на первый случай. Лично у меня есть тоже слабенький Velbon CX-888, они все очень похожи, привлекают только своим малым весом и компактностью.

  • Антон

    Аркадий, так что же тогда лучше взять, какой штатив? До 300 грн. Посоветуйте, пожалуйста, а то я даже не знаю… Мне бы недорогой, компактный..

    • Аркадий Шаповал

      Повторюсь, они практически все одинаковы, берите какой по душе.

  • Антон

    Спасибо, Аркадий, за ответы, буду эксперементировать) может если у Александра недорого есть такое кольцо куплю у него, чтобы макро снимать… А как вообще что скажете по поводу защитных фильтров на объективы? На Гелиос-81н и 18-55 очень нужно их иметь? А то как-то покупать ну не сильно хочется за 200-300 грн за 1 штуку…

  • Санёк

    Ты просто-СУПЕР!!!!!! ВСЕ СТАТЬИ-ИДЕАЛЬНЫ!!!1 КАК ХОРОШО,ЧТО ТЫ ЕСТЬ!!!!!!!! РЕСПЕКТ!!!!!!!))))))

    • Аркадий Шаповал

      Ну, если все нравится, то не забывайте лайкать (помощь проекту).

  • Тёма

    Скажите Павел,а если нету выдержи это плохо или хорошо?

    • Аркадий Шаповал

      Не буду вмешиваться в разговор, но где здесь Павел?

      • Тёма

        обознался,простите)Кто знает,ответьте на вопрос

        • Аркадий Шаповал

          Если нет выдержки в меню фотоаппарата\телефона и т.д., то в этом нет ничего страшного, просто на таких устройствах автоматика не позволяет контролировать данный параметр, а выдержку всегда задает автоматически.

  • Olga

    А как узнать, когда какая выдержка нужна? Есть примерная таблица для разных ситуаций с примерными рекомендуемыми выдержками или все это методом проб и из опыта? Спасибо!

  • Вероника

    пишу про это проект Немного выдержкии в кадре появится призрак!

  • Olga

    Составное фото, верхняя часть (небо) снято с выдержкой 3 часа

    http://www.guardian.co.uk/world/picture/2013/feb/20/eyewitness-brecon-beacons?CMP=twt_ipd

  • Борис

    Добрый вечер, Аркадий!
    Огромное спасибо за Вашу кропотливую просветительскую работу! Пожалуйста, посоветуйте новичку какое освещение и приспособления требуются для фотографирования шелковых шарфов и платков.
    В наличии:
    1. Nikon D90;
    2. Черный, белый, серый фоны на квадратном планшете;
    3. Два самопальных светильника на строительных штативах с энергосберегающими лампами (по 2 шт.);
    4. Отсутствие опыта в фотографии;
    5. Наличие огромного желания научиться;
    6. Думаю приобрести вспышку Nikon Speedlight SB-700.
    Композиции, как таковой, нет. Есть манекен (швейный, черный, обтянутый материей), на него набрасывается-наматывается в драпировке один(!) шарф или платок. Вот, собственно, и вся композиция. На тех снимках, которые я делал раньше, очень сложно было передать нюансы цвета, а это для меня очень важно, поскольку снимки для интернет-магазина. Не сочтите за труд, зайдите на http://www.shelkovica.com.ua и оцените мои потуги взглядом профессионала.
    Извините за длинный пост, старался втиснуть все вопросы. Заранее благодарен за ответ.
    С уважением, Борис.

    • Светлана

      У меня был опыт съемки товаров, могу дать пару советов. У вас на сайте на многих фото белый цвет кажется серым. Откройте диафрагму пошире, или выдержку побольше. Ну или вспышка поможет. Чтобы белый цвет был действительно белым. Еще можно баланс белого вручную поставить, читайте в инструкции от фотоаппарата,как. А вообще ваши потенциальные покупатели видят фото со своих мониторов, которые настроены не так, как ваш. И цвета у них отображаются у каждого чуть-чуть по-своему, с этим вы ничего не сделаете.

  • Таня

    Скажите пожалуйста, на Nikon D7000 в режиме BULB (от руки), нужно нажать кнопку спуска и открывается затвор, ели отпустить затвор закрывается, есть другой способ поставить выдержку больше 30сек?

    • Аркадий Шаповал

      да, есть. Воспользоваться пультом ду по типу ml-l3.

  • наринэ

    Здравствуйте Аркадий,я вчера купила себе никон D5200 хотела п/п но меня отговорили как для начинающего это не к чему. Так вот, вы можете мне подсказать как мне сделать оптимальные настройки? И про выдержку:я так понимаю это когда нажимаешь спусковую кнопку затвора не до конца и выдерживаешь время? Или это другое?

    • Евгений

      Это совсем другое… Для начала я бы Вам порекомендовал внимательно, не спеша и вдумчиво почитать инструкцию к фотоаппарату и ещё раз прочитать эту статью. Мне кажется Вы этого не сделали, потому что если прочитав эту статью вы задаёте такие вопросы то я, чесно говоря, даже затрудняюсь что Вам и посоветовать. Без обид, сам новичок.
      Отдельное спасибо Аркадию что его доходчивые статьи помогают немного привести «информационный хаос» в голове в более структурированную систему основных принципов фотографии и постепенно применять на практике.

  • Таня

    Скажите пожалуйста! у меня фуджи s2000hd… его лучше выкинуть или все-таки можно научиться им хорошо снимать? в темное время суток я с собой его не беру вообще, тк вспышка засвечивает лица безумно!
    я думаю поменять фотоаппарат. но зеркалка сильно громоздкая, посоветуйте хороший цифровик, пожалуйста!

  • Сергей

    все пытаюсь сделать похожее, но не выходит, у меня samsung nx 1000, это фото сделано на такой же, но какие настройки? штатив + выдержка примерно 1/30 ? у меня не получается человек, он размыт

    • Николай

      Я думаю выдержка тут длиннее может быть 1/5 сек и со штатива

  • Сергей

    забыл ссылку http://cs406523.vk.me/v406523247/32c5/ztt_TdwxWAc.jpg

  • Магдалена

    Доброго времени суток! Я пока полный профан, фотик Canon ixus 110 и видеокамера Panasonic XDC TM900 у меня появились совсем недавно.
    Хочу сфотографировать свою собаку в прыжке. Почитав здесь, поняла, что для этого нужно выставить короткую выдержку, но не могу найти, где это сделать. Подскажите, пожалуйста, блондинке…

  • Таня

    Добрый день, Аркадий!
    Буду благодарна если поможете с таким вопросом:почему-то , когда пытаюсь заснять падающие капли воды ( или нечто другое)и выбираю выдержку1/4000с , в результате нет никакого изображения , просто черный кадр( со вспышкой или без). Что я делаю не так?И почему после этого у меня минимальное значение выдержки всего лишь 1/200 ? 1/300 например я уже использовать не могу.Все в норму приходит после выключения и определенного перерыва в работе фотоаппарата.

    • Аркадий Шаповал

      При 1/4000с недостаточно света для правильной экспозиции, попробуйте поднять ИСО и открыть диафрагму. 1/200с — это ограничение при включенной вспышке.

      • Татьяна

        Спасибо.Сделала, как Вы и сказали.Действительно света не хватает.С ИСО 1600 и открытой диафрагмой тоже ничего не получается.На дисплее сообщение «слишком темный объект».Изображение появляется только при выдержке 1\200, и то , как в потемках.Фотоаппарат Nikon D3000.

      • Николай

        в Никон д3100 тоже есть режим от руки, но надо нажимать и держать кнопку..

      • Павел

        Аркадий, добрый день. У меня к Вам тоже есть наболевший вопрос. Я имею фотоаппарат «Зенит 12с» с объективами «Гелиос 44М» и «Таир 3с». Собираюсь покупать «Sony A57». Возможно ли эти объективы использовать с этой камерой?

  • Айгуль

    Здравствуйте! У меня никон д90 китовый. Фотографии получаются мутными,раньше такого не было. Может нажала какую нибудь кнопку? Помогите…….

    • Мик

      отмените все настройки, перейдите к заводским..

  • Tess

    Excellent article !!! Thank you so much ! I’ve learnt something new .

  • Николай

    Всем доброго времени суток. Сегодня заметил такой момент, что время выдержки выставленное на фотоаппарате колеблется в небольшом диапазоне (при выдержках больше 5 секунд). Просто пульт на шнурке отсчитывает время и щелчок затвора не всегда соответствует выставленной выдержке. Погрешность при длинных выдержках (больше 5 секунд) получается примерно +-0.5 секунд. Это нормально, или дефект фотоаппарата?

  • молодой

    привет купил себе д5200 очень нравится , с каждым днем все больше и больше узнаю! немного не ясно на счет выдержки … вроде все делаю правильно фото иногда четкое иногда нет! может я держу не правильно технику?

  • Алена

    Каким объективом сделаны фото на природе? (девушки и пары?)

  • Олеся

    Спасибо за статью. Очень понятно написано. Учусь самостоятельно азам, прочитала уже несколько статей про выдержку и не могла найти способ изменения ее на своем фотоаппарате. Нигде не писали, что это TV, всего лишь))

  • RUSova

    Оооо-оочень классно написано, доступно для такого новичка, как я:-)

  • Маргарита

    Спасибо, огромное! Все понятно с первого раза и очень интересно. Я учусь в фотошколе. 3 урок дали практическое задание, не объяснив, что такое выдержка и диафрагма…Дефект профессионала. Считают, наверное, что и так понятно. Забавно.

  • саша

    как сдулать рисунок фонариком на soni cyber shot?

  • Мэри

    Великолепный сайт!!! Узнала очень нового для себя и интересного. Написанно все легко и понятно. Читаю на одном дыхании. Спасибо большое, за такую нужную информацию.

  • Миша

    Здравствуйте у меня Canon Powerschot sx50, выдержка на нем 15сек. могу ли я с помощью пульта увеличить ее ?

  • профессиональный свадебный фотограф

    Уважаемый автор блога, а вы случайно не из Москвы?

  • Yuriy

    Доброго дня суток! В первую очередь спасибо за столь замечательный сайт.Очень интересный и понятный :) А теперь вопрос. Что означает выдержка x200 камере Nikon D600. Это положение находиться после BULB. Как я понял это положение выдержки то же самое, что и 1/200. Но в чем разница? Кстати в модели D7100 там положение x250. Видимо это напрямую связано с синхронизацией вспышки. Но зачем делать отельное положение в x200 или x250 выдержке, не могу понять. :(
    Заранее благодарю за ответ.

    • Аркадий Шаповал

      Это минимальная выдержка синхронизации, у разных камер она разная, иногда удобно использовать Х выдержку, чтобы случайно не установилась другая выдержка, а фотограф знал, что он использует самую короткую выдержку при съемке со вспышкой.

  • Александр

    Аркадий подскажите пожалуйста у меня никон д3100 с объективом 18-55 VR kit я начинающий!Не могли бы вы привести примерные значения именно для этого фотоаппарата и объектива как здесь в таблице http://nikon-d3100.info/stati/27-primernaya-tablica-znacheniy-vyderzhki-i-diafragmy-kotorye-mozhno-ispolzovat-pri-semke-v-ruchnom-rezhime-m.html! Только эта таблица составлена для светосильных объективов, а с нашим возможностей намного меньше! А очень хочется красивых качественных фото!!!

    • Аркадий Шаповал

      Обычно для современных цифровых камер гораздо проще воспользоваться тестовым снимком, чтобы определить настройки, ибо эти таблички в реальных условиях часто бесполезны. Моя практика показывает, что достаточно понять принцип, чтобы быстро научиться подбирать значения в М режиме, да и чаще гораздо проще воспользоваться режимами А и S.

      • Аноним

        уважаемый Аркадий большое Вам спасибо за ваш сайт. Многому научил и учит и теперь. Хотелось бы заметить что сейчас появилось много людей с зеркалками типа Никон 3100 и тд, которые хотят научится фотографировать на мануальных советских обьективах. У меня самого Гелиос 81Н и Гранит 11.Интересен такой вопрос !Могли бы Вы написать статью специально для таких чайников как я про то как на советских обьективах правильно выставлять выдержку и диафрагму в разных условиях. Например в помещении так то , на улице так то.Вот кто то выбросил http://nikon-d3100.info/stati/27-primernaya-tablica-znacheniy-vyderzhki-i-diafragmy-kotorye-mozhno-ispolzovat-pri-semke-v-ruchnom-rezhime-m.html. Не думаю что ети таблици правильные. Также интересен вопрос поможет ли мне как новичку такой прибор как експонометр. Целесообразна ли сейчас его покупка. Или может есть какие таблици?Ваши статьи про мануальную оптику на Никон читал, так же как и про гистограмму

        • Аркадий Шаповал

          Да это все не более чем практика в течении нескольких недель. Считаю все остальное — излишествами. Тем более пошагово работа с экспозицией и мануалом описана здесь http://radojuva.com.ua/2011/04/optika-na-nikon/#how-exposure

    • Аноним

      За столько лет наверное уже научился …. Если нет , то если осень любишь таблицы — просто пересчитай .

  • Евгений

    Огромное спасибо Вам!!! Купил недавно себе D5200 c китовым 18-55, сейчас заказал обьектив Nikon 70-300 f/4-5.6G Zoom-Nikkor. Сижу читаю статьи. Очень поучительно!!!

  • Евгений

    Здравствуйте! Я начинающий фотограф,использую Nikon D3100 18-55 VR KIT, пытаюсь разобраться с режимами P,S,A,M. Проблема вот в чем: пошел экспериментировать с выдержкой(в ванной воду из под крана фоткал) так вот при маленькой выдержке (1/4000) экран чёрный и ничего не видно,с чем это связано? Как сделать фото с маленькой выдержкой,но чтобы фото не было чёрным?

    • Аркадий Шаповал

      Включите вспышку, детали здесь — http://radojuva.com.ua/2013/06/short-shutter-speed/

      • Евгений

        А как включить вспышку в данном режиме?

        • Аркадий Шаповал

          С помощью специальной кнопки принудительного подъема вспышки.

          • Евгений

            Как выглядит эта кнопка и где ее найти?

            • Аркадий Шаповал

              Со значком молнии, не думаю, что камера на столько велика, что составляет какую-то сложность осмотреть корпус камеры :)

    • никита

      это зависит от освешения. попробуй диафрагму открыть побольше или исо выше или и то и другое

  • Евгений

    Есть ли вы на Яндекс.Фотках? Можно ли посмотреть ваши работы? Вот моя страничка — http://fotki.yandex.ru/users/embrion2014. Интересно ваше мнение насчет последних фото:)

    • Аркадий Шаповал

      Там меня нет.

  • Евгений

    Почему при сьемке на маленькой выдержке фото темное?

    • Аркадий Шаповал

      За короткое время камера не получает достаточно света, для того, чтобы запечатлеть то, что фотографируете.

      • Евгений

        Тоесть на короткой выдержке(без вспышки) в принципе нет смысла фотографировать?

        • Аркадий Шаповал

          Все зависит от освещения.

  • Евгений

    Не подскажите как лучше фотографировать в помещении если нельзя пользоваться вспышкой?

    • Аркадий Шаповал

      Попробуйте автоматический режим без вспышки. Обычно этот режим имеет вид перечеркнутой молнии и в этом режиме камера сама максимально правильно подберет нужные параметры выдержки, ИСО и диафрагмы.

      • Евгений

        Есть еще какието варианты(просто завтра зовут снимать выставку,а я в помещениях..плоховат)?

      • Евгений

        Просто завтра зовут снимать выставку в музее,а я в помещениях не очень..а есть еще какието варианты?

        • Аркадий Шаповал

          Поднимите максимально значение ISO, откройте максимально диафрагму. Проще всего в режиме приоритета диафрагмы.

          • Евгений

            Насчет диафрагмы-согласен,а если я подниму ИСО,то шумы не сильно большие будут? Или просто не сильно поднимать значение?

            • Аркадий Шаповал

              Я не могу знать, ибо не указали модель своей камеры.

  • Евгений

    У меня Nikon D3100

  • Владимир

    Аркадий подскажите пожалуйста, у меня Nikon d3100 с объективом 18-55 VR kit я начинающий. На работе мне приходится делать фотографировать шкурки меха, разных цветов , от черного до белого. Как правильно выбрать настройки или может нужно еще оборудование для съемки т.к. мне важно сделать фото не только внешнего облика а еще и подпуши. Спасибо.

  • Александр

    Аркадий подскажите пожалуйста что не так, Nikon D90, при поднятой встроенной вспышке самую короткую выдержку которую я могу поставить это 1/200. При опущенной вспышке минимальная выдержка 1/4000. При поднятой встроенной вспышке я могу поставить выдержку больше 1/200? Пробовал во всех режимах, но при поднятой встроенной вспышке минимальная выдержка 1/200. Подскажите пожалуйста что делать? Поменять что то в настройках? Уже и инструкцию перечитал. Все равно не понятно, минимальную выдержку 1/4000 я смогу поставить лишь тогда когда начну использовать накамерные вспышки? Объясните пожалуйста… Спасибо.

    • Аноним

      синхронизация затвора камеры со вспышкой не может быть на более коротких выдержках..

    • Аноним

      это для любых типов вспышек..

  • Sevladgo

    Спасибо огромное за ваши статьи!!! Сижу с новеньким nicon 60D, первой камерой после телефона за всю сознательную жизнь. Глумлюсь над ISO, выдержкой и диафрагмой, и дивлюсь результатами. :)))

  • Аноним

    как установіть видержку на canan powershot pro1)помогіте пожалуста!

    • Николай

      переключи на ручной режим

  • Инна С.

    Спасибо вам, большое. очень многое и ваших статей стало понятным

  • Алеся

    Спасибо за Ваш сайт, Аркадий. Учусь фотографировать только по Вашим статьям, так так на других сайтах многое написано либо заумно, либо невразумительно, не для людей :) Теперь еще стараюсь лайкать по возможности )))

  • Юлия

    Очень хорошая и понятная статья. Спасибо!

  • егор

    спасибо за ваш сайт все так даступна написано .у миня никон д3100 маглибы пасоветовать к нему обьектив для портретной съемки

  • Рада

    Спасибо автору за статью. Может я не все внимательно читаю, я недавно начала изучать свою камеру и у меня вопрос. Что значит » Режим S доступен только при использовании объективов со встроенным микропроцессором» . У меня старая модель D70S, а объектив nikkor lens af 50mm f/1.8d. Нашла у Вас статью про него но про микропроцессор там не сказано.Поясните пожалуйста.

    • Аркадий Шаповал

      все объективы с автоматической фокусировкой имеют микропроцессор, про это нет смысла писать в обзоре каждого объектива.

  • Алена

    недавно купила canon d60, практикуюсь снимать в ручном режиме. Но пока не очень выходит. Не могу выставлять короткие выдержки, получаются темные снимки, даже при открытой диафрагме. Повышаю ISO, появляются шумы. Как быть. Какие настройки подправить чтобы снимать на коротких выдержках?

    • Александр

      Руководствуемся «солнечным правилом 16»: f16=1/ISO
      Диафрагма: f16
      Выдержка: выбираем 1/125 с.
      ISO: Lo2 (125)
      Можно выбрать и другие значения выдержки и ISO при диафрагме f16. Если нужно менять диафрагму в пределах одного освещения (ISO Lo2), то выдержку подбираем согласно таблице 2 памятки. Памятку можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/T7hU3UCShLsyN

  • ника

    Здравствуйте ! У меня фотоппарат Sony A 58…. ? Не могу понять какая выдержка длинная , а какая короткая ?

    • lysyi71

      Инструкция для фотоаппарата Sony SLT-A58 Как использовать фотоаппарат Sony SLT-A58? Изучив это руководство пользователя фотоаппарата Sony SLT-A58 у Вас не будет таких вопросов. Посмотреть инструкцию для фотоаппарата Sony SLT-A58 на русском языке можно прямо на сайте. Или можно скачать инструкцию для Sony SLT-A58 прямо с сайта.http://www.pultofot.ru/pdf/pdf_Sony/Sony_SLT-A58.pdf

  • Сергей

    Здравствуйте у меня никон Д7100,в чём особенность выдержки +250 в режиме М и спасибо вам за статьи, всё внятно доходчиво и понятно.

    • Аноним

      Добрый день! Почитайте здесь же вопрос от Yuriy от 23.10.2013 07:39 и ответ на него от Аркадия 23.10.2013 08:14.

  • Елена

    Огромнейшее спасибо за Ваш сайт!!! Очень всё просто и толково.

  • Яблоко

    Скажите пожалуйста как включить выдержку на фотоаппарате canon ixus и возможно ли это вообще

  • ana

    Уроки фотографии для начинающих. Урок 2: выдержка
    https://www.youtube.com/watch?v=Nr0Yg0zISq8

  • Снежана К

    Здравствуйте, купили Canon 60 D. Подскажите, почему когда начинаю снимать видео, появляется индикатор и пишет «Запись видео была автоматически остановлена». Как с этим бороться?))

    • Рысь

      например купить нормальную карточку, как вариант.

      • Снежана К

        купили две разные, эффект одинаковый

        • Вв

          Проверить свои карты на другом аппарате (в идеале — на таком же), попробовать отформатировать карту памяти с помощью фотоаппарата. Взять у знакомых заведомо исправную быструю карту, проверить с ней.

        • Рысь

          нужно не две разных, а одну нормальную — размером с запасом по обьему — хотя бы 8-16гб, под видео,и классом 10.
          Во вторых у 60д есть ограничение по времени записи, например.

    • Ник

      Купите карту не ниже 10 класса

  • Анастасия

    День добрый. У меня вот какая проблема.. Фотоаппарат не реагирует на мои настройки и выдержка на нем стоит очень большая. Пыталась настроить его заново,у меня Никон Д600,но камера как снимала с большой выдержкой так и снимает( есть какие-то настройки чтобы можно было это исправить?или может куда обратиться? Спасибо

    • Вв

      Что есть ‘большая выдержка’ в вашем понимании — очень длинная (30 секунд), или очень короткакя (1/4000)?
      Как вы определяете, что стоит ‘большая’ выдержка?
      Какой режим выбран на колесе выбора режимов?

      Да, и не забудьте почитать инструкцию к аппарату. Серьезно. Настойчиво рекомендую.

  • Ник

    Попробуйте в режиме S поснимать, Хотя странно почему не меняется выдержка..

  • Ник

    Попробуйте в режиме S поснимать

  • Аноним

    Скажите, пожалуйста, в режиме BULB — есть ограничения по времени выдержки?

    • Вв

      Да, аппарат может выключиться, или заблокировать спуск в случае перегрева матрицы

  • Аноним

    по теме

  • Виктор

    Очень нестандартно о выдержке можно почитать тут
    http://www.bestnewart.ru/about/lessons/cho_takoe_viderjka.html

  • Yuriy

    Аркадий, подскажите как определить различие показаний выдержки. В статьях указывается выдержка через дробь, например, 1/200, а камере без дроби, например, 200. Это одно и тоже или нет?

    • Юрий

      я не Аркадий, но отвечу, в камере дробь не ставят, и просто показано 200 — 1/200 сек., 1000 — 1/1000 сек., 8000 — 1/8000 сек., а выдержка от 1 до 30 секунд, отмечают значком секунд » на пример, 30″

  • Yuriy

    Спасибо, тезка)

  • Аноним

    у меня в режимах M,A,S,P все черно белое получается, что настроить? Помогите

    • Юрий

      выберите Picture Control не монохромный

    • Yarkiy

      Конкретизируйте пожалуйста, недосветы — пересветы или отсутствие цветов как в монохроме?

  • Олег

    Вопрос может дилетантский, но от дилетанта в использовании зеркальной камеры другой был бы неуместен (не понимая азов, зачем другие вопросы). Есть предложение: или Canon 40D, или Nikon D90. У Canon выдержка 1/8000, у Nikon «только» 1/4000, у Canon есть ISO 100, у Nikon только 200, но у Nikon 3200, а у Canon 1600. На мой дилетантский взгляд, наличие 100, но при 1600 предпочтительнее, чем 200, но при 3200, ведь на высоких ISO все равно будут сильные шумы, поэтому, как мне кажется, ISO 100 более востребованный параметр, чем 3200. Или не так? И наличие «отвертки». У Nikon есть, у Canon, говорят, нет. Эргономика, лучший экран, это уже удобство, но не технические возможности, поэтому, собственно, вопрос:

    1. отдать ли предпочтение Canon 40D из-за его выдержки 1/8000 и ISO 100, но при отсутствии «отвертки», если хочу использовать мануальные советские объективы, или другие возможные преимущества Nikon перевешивают вышеуказанное?

    • Рысь

      1. кэнону не нужная отвертка, у него нет таких обьективов.
      2. оба варианта не ахти себе, или брать что то явно дешевле, или явно лучше.
      т.е. или никоновские Д200 и прочие младшие проф, или никоновские д7000, д7100 и выше, или кэноновские новые 100д, 650д, 550д(не самая новая), 700д.
      для советских обьективов, за исключением гелиос-81Н, и прочих с никоовским байонетом предпочтительнее использоватся все же кэноны.

      • Олег

        Спасибо за ответ (и следующему ответчику тоже спасибо). Я указал эти две модели, потому что они есть сейчас по одинаковой цене в районе 3,5-4 тысячи гривен, оба — боди, и по описанию с одинаковым пробегом 20-25 тысяч. Вообще, я как-то (чисто «в голове») недавно настроился на Pentax, опять же основываясь на интернет-информации из-за внутреннего стабилизатора, совместимости с мануальными объективами и хорошем корпусе (пыле-влагозащита), но конкретно модель, которую собирался купить, продали раньше, а других таких моделей у меня в городе пока нет. Речь шла о K10D (тоже старенькая модель, но по отзывам весьма неплохая).
        Ситуация напоминает, когда хочешь что-то купить в магазине, конкретного предпочтения нет, и ходишь, ходишь, вроде и это нормально, и это неплохо, а может все-таки то, или нет… Вот и сейчас так же.

        • Аркадий Шаповал

          Для мануальной оптики — Canon 40D из-за замера и Live View, у Д90 нет замера. Я бы еще рассмотрел вариант Nikon D200.

        • Рысь

          не надо ни один из них — гемора будет больше чем счастья.
          Посмотрите Д200, тот же fuji s5Pro если никоны, или новые кэноны.

    • Аркадий Шаповал

      У Nikon D90 есть ISO LO1, эквивалетное ISO 100, разницы между настоящим и LO1 вы не найдете, также, есть промежуточные значения LO0.7 (ISO 125), Lo0.3 (ISO 160). Насчет отвертки — у Canon данного понятия нет, сравнивать не корректно. Выдержка 1/4000 VS 1/8000 больше миф, описанный мной здесь.
      Если чисто под мануал — берите Canon, иначе — Nikon.

      • Олег

        Просто у вас в одной из статей написано, что 1/4000 может быть маловато при съемке на светосильную оптику, собственно, прочитав это и задался соответствующим вопросом.
        У меня сейчас приоритетная цель, купить зеркалку и опробовать в деле, поучиться в полевых условиях на примере собственных удачных кадров и ошибок. Поэтому решил, пусть б/у, но повыше уровня, чем начальный.

        • Аркадий Шаповал

          Очень мудрое решение.

          • Олег

            Пока думал, ушли те варианты, но попался довольно недорогой, даже очень недорогой, старичок Nikon D70s, в весьма хорошем состоянии. Купил его, и взял на первое время мануальный Arsat 50/2 и автофокусный Nikon 28-80 f/3.3-5.6. Теперь методом тыка подбираю рабочие отрезки в разных условиях освещения. А дальше будет видно, куда заведет «первая камера: ожидания и реальность» )

            • Аноним

              рабочий отрезок обычно означает совсем другое

            • Пастор

              Классная камера и отличные объектив для начала. Имею это же оборудование и оно меня не перестает радовать, особенно вспоминая про небольшую его цену.

            • Yarkiy

              Что вы имеете в виду говоря : «подбираю рабочие отрезки в разных условиях освещения»?

              • Олег

                Сочетание диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы получился нормальный, а не пересвеченный/недосвеченный снимок или белый/черный квадрат. То есть, если мне нужна фотография с приоритетом диафрагмы (для размытия или отсутствия размытия заднего фона), то при определенном условии освещения будут определенные рабочие отрезки выдержки, выходить за пределы которых нет смысла. Или наоборот, если мне нужен приоритет выдержки, если фото подвижного объекта, то рабочими же не будут все значения диафрагмы, соответственно, набив руку, уже понимаешь, какое значение диафрагмы подойдет под необходимую выдержку. ISO я считаю вспомогательным значением, когда доступные для получения снимка выдержка и диафрагма не сочетаются, и тогда уже увеличением ISO можно получить, если не отличный, то удовлетворительный результат (по принципу: или так, или никак). Можно конечно автоматике все доверить, выбрав автоматические режимы приоритета, но когда сам их выставляешь, запоминаешь лучше.

              • Олег

                Я бы не назвал ИСО- вспомогательным значением. В каждой камере есть свое значение выше которого не стоит подниматься без надобности, начинают лезть шумы. При съемке на мануальную оптику камера может выдавать не правильное значение исо в авто-режиме. У меня к примеру при съмке на Мир-1в были жуткие пересветы пока не понял, что камера автоматом выставляет исо-1600. Установил исо-100 и все впорядке

  • Олег

    В эпоху цифровой фотографии вы можете без проблем подобрать нужные настройки самостоятельно под себя методом «научного тыка». Выставляете ISO и диафрагму на минимум, и снимая на разных выдержках, определяете интервал выдержки, который позволяет получить хорошее фото. Записываете. Переставляете диафрагму в следующее положение, и снова методом подбора определяете интервал выдержки, который при этом ISO и этой диафрагме даст нужный снимок, а не белое/черное пятно или пересвет/недосвет. Если избавиться от недосвета не получается на выбранной диафрагме с любой выдержкой, повышаете ISO и смотрите, что получилось. И так по разным условиям освещения. Далее просто будете сверяться со своими записями, а потом и вовсе запомните, в каких условиях, какой диапазон ISO/диафрагма/выдержка будет рабочим, какой терпимым (доступным для постобработки), а какие полностью нерабочие.

    А дальше вы и в мануальном режиме будете все равно снимать в каком-то приоритете, только значения выставлять будет не компьютер, а вы сами. Например, стоит человек, а за ним крутится карусель. На одном диапазоне выдержек человек будет четкий, а карусель размыта, если вам нужно и карусель «заморозить», это будет уже другой диапазон выдержке, с которым выставленная вами диафрагма уже даст нерабочую картинку, а значит, с изменением выдержки вам нужно будет изменить и диафрагму.

    Или задача размыть задний фон, или чтобы все одинаково четко было. Значит будете выставлять значения в приоритете диафрагмы, и уже от выставленной диафрагмы подбирать необходимую выдержку и ISO.

    Все это у вас будет записано в блокнотике (или голове) и вы легко начнете выставлять нужные значения.

    Если же по каждому случаю спрашивать, какие выбрать значения, то так очень долго будете «набивать руку».

    На самом деле все и сложно, и просто одновременно. Дело в том, что, как уже отмечено, вы и в ручном режиме, все равно будете исходить от приоритета: вы хотите снять быстро движущийся автомобиль, брызги воды, портрет с боке, человека на фоне пирамиды без замыливания заднего фона … и от этого первым делом выставлять или определенную диафрагму, или определенное значение выдержки, и уже от этих выставленных параметров, выставлять другие, а они будут в достаточно узком диапазоне, и если вы выставите диафрагму 2,0 вам не придется думать, что из диапазона 30 сек — 1/4000 сек выдержки выставить, так как рабочим будет очень короткий отрезок. Тоже самое и по выдержке, выставив нужную для определенной сцены, вам не придется думать, какое из всех доступных значений диафрагмы выставить, потому что рабочий отрезок будет достаточно коротким, а остальные значения не будут рабочими, и вы это будете прекрасно знать.

    И конечно же, получить правильное фото (по контрасту, яркости и т.п.) это совсем не значит получить красивое фото, тут уже не фотоаппарат вступает в работу, а вы сами, это ваше видение, ваш ракурс, ваш сюжет и др.

    • oleg

      Тезка, в нашем деле рабочим отрезком обозначают оптическую характеристику объектива.

      Рабочий отрезок объектива (или камеры) равен расстоянию от опорной поверхности оправы (плоскости крепления) объектива до фокальной плоскости (плоскости плёнки или светочувствительной матрицы). (с)Wikipedia®

      • Олег

        Спасибо за уточнение, я в терминологии не силен. Главное, чтобы мы понимали, о чем говорим, ибо можно говорить на одном языке и не понимать друг друга, а можно говорить на разных, но понимать.

  • Карл

    Глухари токуют — каждый о своем :)

  • Олег

    Олег
    29.09.2016 в 20:12
    Нет функции ответить, наверное, при одинаковых никах система воспринимает сообщения как от одного человека… ISO вспомогательным я и считаю, из-за шумов. Поэтому его начинаешь повышать, только если необходимые значения диафрагмы и выдержки не дают нужный результат, и остается только повышать ISO. К тому же я сейчас говорю о чисто ручных настройках, без привлечения автоматического или полуавтоматического режима.
    PS Я все это пишу с дилетанской позиции, каким вижу сейчас, а не спустя годы практики. Аргументированная критика и профессиональные советы, конечно же, приветствуются.

    • Аркадий Шаповал

      Большая вложенность комментариев.

    • Yarkiy

      Естественно вы ведь не учитываете модель камеры. Полнокадровые шумят значительно меньше на высоких ISO чем кропы. Но и кропы сильно разнятся в показателях шумов. А еще от качества освещения сильно зависит. Улица или помещение, накамерная вспышка или студийный моноблок, предметка или отдаленный портрет. Короче ISO надо подбирать в каждом конкретном случае.

      • Олег

        Это понятно, ведь и другие параметры, кроме ISO, будут другими в зависимости от освещения. Если вы с освещенной ярким солнцем поляны свернете в гущу леса, то не ISO будете добавлять к выставленным значениям, а сначала менять диафрагму и/или выдержку, и потом уже повышать ISO, если первые два значения не вытягивают снимок.

        Я ведь сейчас говорю не как это видят набившие руку профи (профи давно через это прошли и знают все или почти все необходимые значения при всех условиях съемки), а начинающие осваивать зеркальный фотоаппарат. Ведь если начать делать все и сразу — снимать и на солнце, и при облачной погоде, и ночью, и в помещении, и со вспышкой, и … в голове будет каша из разных настроек (вариант поставить автомат и не париться — не вариант). По мне, лучше начать с одного типа освещения, набить руку, запомнить настройки, а потом уже перейти к другому типу освещения.

        Тут как бы разные темы выходят: 1) Купил первый зеркальный фотоаппарат, чтобы учиться, 2) Купил первый зеркальный фотоаппарат, потому что финансы позволяют, чтобы сразу делать фотографии, как раньше на мыльницу/телефон, только на зеркалку.

        • Yarkiy

          Да зачем же запоминать эти настройки то? Достаточно понять суть экспо вилки, и ставте себе настройки согласно условиям, плюс камера поможет, а иначе зачем она нужна такая навороченная. Если вы понимаете смысл экспозиции, вам нет надобности записывать или запоминать параметры и настройки. Чаще всего бывает, что нет времени на копания в закоулках памяти, надо быстро снимать, иначе момент может уйти. Вот тут и нужны понимание экспозиции и хорошее знание своей камеры, ведь если вы платите такие деньги за аппарат, то согласитесь, грустно не знать на что он способен.
          Короче, подводя итог, изучите свою камеру и подружитесь с экспозицией, а все остальное придёт с опытом, и не парьтесь вы с этим ISO, в большинстве случаев его прекрасно можно в редакторе подавить.

          • Олег

            Я обобщенно сказал, в курсе правила 1 стоп х2 выдержка, естественно, что не нужно прям таки все все от начала и до конца проверять.

            Веду к тому, что конкретно на этапе обучения, выставляя параметры вручную, лучше запоминаешь и понимаешь, что к чему. Тут, у кого какой интерес. Можно учиться водить на автомобиле с АКПП, и научиться рулить, газовать, тормозить, а передачи автоматика пусть переключает, зачем вникать в этот процесс, какая передача для чего нужна? И зачем знать, с какой скоростью притормозить или войти в поворот, чтобы не уйти в занос, если ABS, ESP, EBD и прочие системы сами скорректируют скорость, чтобы автомобиль двигался с нужной динамикой. Но если учиться водить на механике, на авто без ABS и прочих систем, будешь лучше понимать, что к чему. Если это не нужно, то не нужно, а если это понимание нужно, то обучаясь вождению на автомобиле со всеми электронными примочками, будет очень сложно прийти к пониманию.

            • Yarkiy

              Вот вы еще один любитель сравнивать несравнимое, автосравнение тут не подходит, ибо даже пользуясь не автоматическими режимами PASM, кроме М, вы все равно доверяетесь автоматике. И даже в «полностью механическом» :)) режиме М, у вас все равно есть замечательный экран который подскажет вам что поменять если кадр вас не устраевает. Это на пленочных камерах без экспонометра вам все записывать и запоминать надо, где каждый кадр на учете.

              • Аркадий Шаповал

                в М можно снимать с авто-исо, или со вспышкой в i-TTL (авто режим) при этом это уже совсем не М :)

            • валерий А.

              Мне кажется, для запоминания при фотографировании помимо эксповилок есть ещё большое поле — прогнозирование (подбор) ГРИП, тут автоматика не поможет. Тоже три параметра — диафрагма, ФР объектива, расстояние до плоскости фокусировки, а какой будет ГРИП — 5см или 50? Тут АКПП не причём, или планшет с собой иметь, или в голове как-то укладывать.

  • Олег

    Когда я цепляю советский объектив, у меня полуавтоматические режимы не работают, наверно, потому что замера экспозиции нет, поэтому камера логично не может подобрать выдержку под нужную диафрагму, или наоборот. Соответственно, кроме как вводить все эти данные вручную (а как, если их не помнить или не иметь записи под рукой?) других вариантов нет. Если есть возможность снимать с советской маниуальной оптикой на полуавтомате, подскажите, буду пользоваться.

    • Аркадий Шаповал

      Взять старшую камеру с реостатом диафрагмы для замера с чем-угодно. Можно вот такое чудо еще.

      • Олег

        Подскажите, не советские мануальные объективы для Никон будут ли работать в режимах приоритета, или тоже только М?

  • Олег

    Еще момент. Родной китовый объектив кропнутой камеры 18-55 визуально дает такую же картинку (по ракусу, не по качеству), что и объектив AF Nikkor 28-80 mm f/ 3.3-5.6 G, который вроде родной под полный формат. Получается, что объектив с полного формата дает на кропе аналог не умножить на 1,5, а разделить на 1,5. То есть, 28-80 на кропе не стал таким же, как был бы родной (для кропа) 42-120, а стал таким же, как 18-55.

    • Аркадий Шаповал

      на кропе на 1.5 нужно умножать ВСЕ объективы туда установленные. И Nikon DX 18-55 и Nikon FX 28-80. Вся инфа по замеру есть на сайте как и все вопросы, про которые вы здесь пишите. По замеру здесь.

  • Михаил

    Добрый день. Подскажите, как правильно писать диапазон выдержки, 1/50 — 1/10000 с, или 1/10000 — 1/50 с? На сайте Никона пишут вторым способом, а в основном первым. Есть ГОСТ какой на это?

    • Олег

      А как и на что это влияет? Было бы понимание самого процесса и смысла данных цифр.

    • Михаил

      люди привыкли от меньшего к большему писать (второй способ). Вы же не говорите «дайте мне 10-5 помидор».

      • валерий А.

        Вы правы (про помидоры), ещё более показательно: «дайте одну, нет лучше две бутылки».

        • Михаил

          Особенно в предпраздничные дни))

    • Аноним

      В старых учебниках писали от 1 до 1/1000 сек выдержка

  • Алексей

    В данном случае, спорная аналогия. Тогда как правильно писать: — диафрагма от f2,8 до f16, или наоборот?

    • Олег

      Смотря что Вы с ней делать будете: открывать или прикрывать.

    • Михаил

      От 2.8, т.к. это число, а не знаменатель дроби. Физически да, самая маленькая диафрагма — самая открытая. Но математически 2.8<16, как и 1/1000<1/50.

      • АЛЕКСЕЙ

        Принцип от меньшего к большему при количественной характеристики явления верен. Важно определить к какому явлению мы его применяем. Фотография — получение изображения с помощью света, как следует из названия, а диафрагма и выдержка регулируют количество света. Мое мнение, что написание должно отражать физическую суть процесса, это упрощает понимание, то есть диафрагма от большей к меньшей(2,8- 16), и выдержка от большей к меньшей(1\50 — 1\1000), поскольку это обратные величины к количеству пропускаемого света.

        • Аноним

          Совершенно верно

    • Николай

      совершенно верно от 2,8 до 16

Добавить комментарий

Магазин фототехники

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. Google+ 2009-2016