Скорость записи данных

Частично эта тема была затронута в моей статье про буфер кадров.

На старых фотоаппаратах можно столкнуться с одной особенностью, про которую мало кто упоминает – максимальная скорость записи данных на карту памяти, которую может поддерживать непосредственно сам фотоаппарат. То есть, максимальная скорость записи на карту памяти также ограничивается самим фотоаппаратом, а точнее его системой записи (встроенным флеш-приемником / микроконтроллером карт памяти).

Пользователи старых камер знают, что фотоаппараты на подобие Nikon D100 очень долго записывают фотографии на карту памяти. При этом время записи почти не зависит от скорости карты памяти. С любыми быстрыми картами памяти, даже с самыми быстрыми картами, запись файлов занимает одинаково большое количество времени. Скорость записи упирается в возможности записывающего контроллера самого фотоаппарата. Например, тот же Nikon D100 записывает 1 RAW файл без сжатия в течении 5-6 секунд или 1 RAW файл с сжатием в течении 35-40 секунд (ограничение получается из-за контроллера записи и ограниченных мощностей процессора фотоаппарата).

В современных фотоаппаратах также присутствует ограничение на максимальную скорость записи данных самим фотоаппаратом. К сожалению, эту скорость, выраженную в мегабайтах в секунду, практически нигде не найти. Обычно максимальная скорость записи, которую поддерживает фотоаппарат, соответствует стандарту карт памяти, который поддерживает фотоаппарат.

Пример из жизни #1

Фотоаппарат Nikon D90 поддерживает карты памяти SD и SDHC-совместимые. Интерфейс SDHC имеет предельную скорость на чтение/запись равную 25 Мегабайт/секунду (данная скорость определена разработчиками и упирается в аппаратную реализацию карт памяти и устройств для работы с ними).

Один RAW-файл у камеры весит в среднем по 10 Мегабайт. Максимальная скорость серийной съемки составляет 4.5 кадра в секунду. Таким образом камера производит в среднем 45 Мегабайт данных за одну секунду.

Во время непрерывной высокоскоростной съемки ни одна карта памяти не позволит длительное время производить серийную съемку с максимальной скоростью 4.5 кадра в секунду. Это вытекает из того, что Nikon D90 может записывать фотографии с максимальной скоростью 25 Мегабайт в секунду, а производит он за одну секунду намного больше – приблизительно 45 Мегабайт данных.

Буфер кадров Nikon D90 вмещает максимум 9 снимков в формате RAW. Первых несколько секунд (около трех секунд) скорость серийной съемки будет составлять заявленный максимум, равный 4.5 кадра в секунду, но, после заполнения буфера кадров, скорость упадет примерно до 2-х кадров в секунду, так как камера сможет выгружать данные из буфера только с максимальной скоростью 25 Мегабайт за 1 секунду (25 Мегабайт это как раз примерно 2 снимка в формате RAW).

Пример из жизни #2 (учимся на своих ошибках)

В свое время я допустил ошибку. Подразумевалось, что для комфортной работы с Nikon D90 нужно всего лишь обзавестись картой памяти, скорость записи которой выше 45 Мегабайт в секунду. Для этих целей я начал использовать карту памяти SanDisk Extreme Pro 32 GB V30 UHS-I U3 Class 10 95 MB/s. В инструкции было заявлено, что скорость чтения составляет до 95 Мегабайт в секунду, а скорость записи до 90 Мегабайт в секунду. Моя ошибка заключалась в том, что такие скорости поддерживаются только если устройство записи/чтения (в данном случае – это фотоаппарат Nikon D90) поддерживает работу карт памяти с шиной UHS-I. К сожалению Nikon D90 с UHS-I работать не умеет. Так как карты памяти обычно являются обратно совместимыми, то SanDisk Extreme Pro 32 GB V30 UHS-I U3 Class 10 95 MB/s в фотоаппарате Nikon D90 работает как обычная SDHC карта с предельными скоростями 25 Мегабайт в секунду.

Вышеуказанные расчеты я не раз встречал в реальной жизни. Получилось, что скорость съемки 4.5 кадра в секунду на протяжении длительного времени непрерывной высокоскоростной съемки (хотя бы больше четырех секунд) получить никак нельзя.

Эти же расчеты можно выполнить и для других камер. Та же Nikon D7000 (с поддержкой UHS-I) создает в среднем данных на 120 Мб/с (6 к/с, RAW файлы, 14-бит, сжатие без потерь), а записать может только 104 Мб/сек (при этом это пиковый/максимальный показатель, недостижимый в реальных условиях).

Дополнительная информация

Узнать какую предельную скорость записи использует тот или иной фотоаппарат – очень сложно. Обычно даже в инструкции не всегда точно и ясно указывается какую скоростную шину поддерживает тот или иной фотоаппарат и все приходиться выяснять опытным путем.

Если говорить про SD-карточки, то вот их предельные скорости:

  • любые простые SD без поддержки HIGH SPEED (class 10) или UHS имеют предельную скорость 12.5 MB/s
  • SDHC (HIGH SPEED class 10) или SDXC (HIGH SPEED class 10) без поддержки UHS имеют предельную скорость 25 MB/s
  • любые SD с поддержкой UHS-I имеют предельную скорость 104 MB/s
  • любые SD с поддержкой UHS-II имеют предельную скорость 312 MB/s
  • любые SD с поддержкой UHS-III имеют предельную скорость 624 MB/s

Итоги

  1. буфер кадров является очень важным показателем, так как множество фотоаппаратов не поддерживают работу со сверх-быстрыми картами памяти. У таких фотоаппаратов длительность непрерывной высокоскоростной съемки напрямую упирается в буфер кадров
  2. в некоторых случаях (с некоторыми фотоаппаратами) никак нельзя решить проблему с существенным увеличением длительности времени непрерывной высокоскоротсной съемки. Скорость записи данных фотоаппаратом на карту памяти может быть существенно ниже скорости создания данных, от чего рано или поздно происходит существенное замедление в работе камеры
  3. найти точные данные про максимальную скорость записи/чтения тем или иным фотоаппаратом достаточно сложно

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram

Добавить комментарий: Сергей

 

 

Комментарии: 28, на тему: Скорость записи данных

  • Аркадий Шаповал

    На правах рекламы:

    Летом стартует проект «ФОТО СВОБОДА».

    Организаторы: фотограф Аркадий Шаповал, автор известного в Украине и русскоязычных странах сайта “Радожива”, а также Константин Греков и Алексей Контиев из команды «Фото Жук», занимающейся фотосопровождением детских ивентов.

    Мы планируем много интересных мастер-классов с учетом не только теории, но и обязательной практики, которая будет полезна для каждого участника. Мастер-классы будут рассчитаны как для продвинутых фотографов, так и для начинающих. Мы нацелены на вовлечение в проект профессиональных фотографов разных направлений (стробисты, портретисты, макро-фотографы и т.д). Обо всем этом мы будем уведомлять заранее.

    Целью данного мероприятия является встреча фотографов и фотолюбителей в дружественной атмосфере и в уютном месте для получения нового опыта и вектора движения в мире фотографии.
    Чтобы все участники смогли сполна получить опыт и найти ответы на интересующие их вопросы, мы организовываем небольшие группы до 10-15 человек. Каждому участнику будет обязательно уделено должное внимание.

    Первая встреча будет посвящена современной парадигме фотографии и фототехники, философии и практике фотографии в реалиях Украины. Будут затронуты следующие вопросы:

    • Кто такой фотограф?
    • Что такое «фотография» в Украине?
    • Путь фотографа или фотолюбителя
    • Противостояние опыта и возможностей фототехники
    • Методы получения опыта

    У каждого участника будет возможность задать вопросы и получить быстрый и практичный ответ или совет, объяснение на личном опыте.

    Только на первом занятии будет возможность получить скидки на покупку фототехники в магазинах Киева, и получить скидки на дальнейшие ивенты «ФОТО СВОБОДЫ».

    Цена участия символичная и составляет 300 грн.

    Первая встреча пройдет 16.06.2018 (суббота) с 14.00 до 17.00 с перерывом на кофе.

    Место: Smart-Coworking “САД”, г. Киев, ул. Александра Довженко, 3

    От себя добавлю, что у меня накопилось достаточно много материалов, которыми хочется поделиться с фото сообществом, и которые очень сложно выразить в письменном варианте на Радоживе. Все как обычно – много практических вещей, никакой воды, максимально компактно и эффективно.

    Контактное лицо: +38 (067) 295-45-32, Константин

  • Sergey

    Хотелось бы отметить пару моментов:
    1. Скорость записи на карту в основном в 2 раза ниже заявленой скорости чтения.
    2. Львиная доля производителей не указывает реальные технические характеристики передачи данных своего продукта.

    • Аркадий Шаповал

      1. Не совсем так, все очень и очень сильно зависит от конкретной модели карты памяти.
      2. Нужно же как-то зарабатывать :)

    • Юрий

      Если тестить скорость записи на компьютере, есть сильная зависимость от источника, с которого производится запись. Проверял одну cf карту, на одном ноуте, один порт usb и один кардридер, копировал один и тот же файл, но в первом случае он лежал на ssd диске – скорость записи около 120МБ/сек, во втором на hdd – около 40МБ/сек.

      • Аркадий Шаповал

        В данном случае Вы тестировали не скорость записи, а скорость копирования. В случае с HDD скорость уперлась в предел HDD.

  • Рысь

    Так и хочется спросить о скороси записи на фотик в заголовке…
    Если не ошибаюсь это Olympus 35RC

    • КалексейГ

      Скорость мгновенная, особенно учитывая что там очень многобитный несжатый RAW.)))

  • Михаил

    Опечатка: “которую может поддерживаться непосредственно сам фотоаппарата”
    Также хотелось добавить, что некоторые модели (D300s например), вообще во время серийной съемки с большой скоростью (Ch) не производят запись на карту памяти, пока не отпустишь кнопку спуска. Как-то так…

  • Алексей Прокопчук

    Всем здравствуйте!
    Прочитал пост и решил проверить на своём стареньком canon 650 D.
    Поставил очень шуструю карту памяти из экшн камеры в него и начал щёлкать в ROW,сначала (примерно пару сек)всё шло ,как и заявлено – примерно 5 кадров /сек.,но затем скорость резко упала до 1-2 кадров/сек..
    Воткнул старуюкарточку- никакой разницы.
    Спасибо Аркадий за информацмю- избавил от бессмысленных трат на новую быструю карту))

    • Аркадий Шаповал

      Рад, что помог

  • Аноним

    Что за аниме?)

    • мимокрокодил

      Возможно, Tamayura – там были пленочные камеры.

  • Валентин

    До примеров все четко написано, а вот в примерах, простите, логику ожиданий не совсем понял. Словно бы Вы считали скорость карты является самым узким местом в камере, а собственно почему? Ведь для записи компактных jpg-ов большой скорости не нужно, а камера все-равно захлебывается в какой-то момент. При том, что jpg делается всегда, даже когда мы снимаем в raw без сжатия. Превьюшку со всеми примененными параметрами камера всё-равно делает. А у Никонов эта превьюшка фактически полноценный jpg-файл с базовым качеством. То есть по съемке в jpg со всеми отключенными параметрами и с самым низким качеством уже ясно, что узким местом являются другие узлы, а не карточка. Или я ошибаюсь?

    • Аркадий Шаповал

      Не совсем так. Вы скорее всего клоните к тому, что процессор камеры не успевает обрабатывать и генерировать те самые JPEG файлы. Так вот, если брать именно Nikon D90 JPEG/RAW без улучшалок, то в данной камере самым узким местом для непрерывной высокоскоростной съемки является как раз карта памяти, а точнее, как я указал в статье – скорость записи данных на карту памяти, связанная с возможностями самого фотоаппарата.

      В Nikon D90, действительно, как и у других камер, камера делает встроенную превьюшку в RAW-файл, эта превьюшка весит не так уж и много и в случае с Nikon D90 не вносит существенный вклад в тормоза камеры (мы говорим о JPEG L FINE с отключенными улучшалками на низких ISO).

      В подтверждение сказанного – во время съемки в JPEG FINE L Nikon D90 с моей предыдущей карточкой Transcend 400x 60MB/S SDHC Class 10 UHS-I 32GB Premium фактически не замедлялась и снимала 4.5 кадра сколько душа желала (пока карта не заканчивалась, но по факту ‘сложные’ JPEG с весом 6-7МБ также упиралась в скорость записи, но не в процессорное время обработки). Потому я поразмыслил, что с более быстрой картой и RAW-файлы будут записываться вовремя. Но, как оказалось, именно максимальная скорость записи данных сыграла со мной злую шутку.

      Я понимаю к чему Вы ведете – у многих камерах скорость захлебывается от возможностей обработки процессором (и не важно JPEG или RAW). Но это уже другая история, описанная мной в разделе про буфер кадров.

      • Валентин

        Понятно, спасибо за пояснения. Я обычно сталкивался с тем, что и с jpg камеры долго не пишут. Про D90 не знал, что jpg без доп. опций может писаться серией, ограниченной только размером достаточно скоростной карты памяти. Это очень интересно, несмотря на то, что мне обычно не требуется.

  • Илья

    тот же Nikon D100 записывает 1 RAW файл без сжатия в течении 5-6 секунд или 1 RAW файл с сжатием в течении 35-40 секунд
    Аркадий наверно наоборот нужно?

    • Валентин

      Цитата из обзора по D100 “Важно: Nikon D100 очень долго записывает RAW-файлы с сжатием (около 40 секунд на один файл). Скорость записи мало зависит от скорости карты памяти. Скорее всего такая медленная запись сжатых данных связана с тем, что слабый процессор Nikon D100 очень долго сжимает данные. Файлы без сжатия записываются примерно в 5 раз быстрей”

    • Аркадий Шаповал

      Нет. Именно так. Процессор Nikon D100 тратит очень много времени на сжатие файла, от чего и запись длится так долго.

  • Vasyl

    Дякую

  • Молчанов Юрий

    Какая полезная статья. Почему мне самому в голову не пришло сделать простейшую арифметическую операцию?! Тоже ведь переплачивал за карты памяти. Аркадий, спасибо!

  • Pawel

    Спасибо за интересную статью, но тут еще есть такой фактор как объем карты. Я не бомблю на серийной съемке репортажи (вообще я любитель) со скоростью 5.5 к/с своей D600, но мне нужен был большой объем для записи 24мп RAW по 40мб. Я бы купил самую медленную, но на 128Гб самая дешевая оказалась microSd 95Mb/s, ее и взял. Теперь пишет 2.3к.

  • Caelwyn

    Вот хотел бы ещё добавить свою боль про то, как камера ведёт себя после того как буфер заполняется. Например, моя Fuji XE-1 даже один файл может записывать на карту несколько секунд, при одиночных снимках это не особо мешает, ну может иногда подвиснуть разве что. Но если снимать очередью, после заполнения буфера камера превращается в тормозящее орудие пыток с мигающим красным светодиодом и надписью в видоискателе про сохранение файлов, вместо картинки. Карта десятого класса.
    У Nikon D70 и D200 которыми я пользовался раньше такой фигни не было, они продолжали снимать, хоть и немного медленнее.

    • Александр

      Не понял ,что за карты десятого класса для Nikon D200?

      • Виктр

        Речь о fuji x-e1, не о д200.

  • Сергей

    Давно еще купил дорогущую (на тот момент) карту SanDisk Ultra 64gb UHS-I U1, так она пережила несколько камер, сейчас трудится в Nikon D7200. Серийной съемкой не увлекаюсь, поэтому она вполне устраивает. Но тут появилась у меня для другого устройства SanDisk Extreme Pro 128 gb UHS-I U3, решил посмотреть как она будет работать с камерой. На 64 gb карте в jpg буфер забивался через секунд 7 и начинались тормоза, на 128gb карте камеру просто не остановить. А вот в раве другая ситуация: тормозят они примерно на одинаковом отрезке времени, НО после остановки на 64 gb дозаписываются файлы еще секунд 20-30, а на 128gb буквально 5 секунд и можно дальше свободно стрелять. Я для себя понял, что мне это не нужно, но может кому-то будет полезно

  • Виталий Тимушев

    Вот закон подлости! Целый месяц планировал и выбирал новую карту памяти для своего Samsung NX1000, думая ускорить его работу. Читал статьи о правильном выборе и наконец вчера купил (а сегодня увидел статью)! И всё зря! Была карта Kingmax 16 gb, запись-чтение примерно одинаково по 19 mb/s. Купил Samsung evo 64 gb, запись-чтение 28 и 31 mb/s. Думал, как проверить, лучше стало, или нет? Стал делать кадры одиночные и серии сначала на одной карте, потом на другой. Засекал время обработки кадров. Получилось, что старая карта справлялась даже капельку быстрее. Пробовал по несколько раз. Kingmax (K) 1 jpeg 2,1 сек, Samsung (S) 1 jpeg 2,4 сек. K 11 jpeg 13 сек, S 11 jpeg 14,2 сек. Решил заодно проверить RAW, хотя я и не снимаю. Получилось K 1 raw 4,2 сек, S 1 raw 4,2 сек, K 8 raw 24,5 сек, S 8 raw 27 сек. Можно сказать деньги на ветер. Единственный плюс у новой карты, быстрее скинет файлы на компьютер. Спасибо за статью! Заодно ещё что нибудь почитаю, вижу, для меня здесь много полезной информации. Спасибо, что создали такой нужный сайт.

  • Aleksandr

    С большим интересом, уважаемый Аркадий Шаповал, читаю, к сожалению эпизодически, Ваши статьи, в которых Вы обстоятельно, со знанием тонкостей и деталей, охватываете практически все разделы техники и технологии практической фотографии. Спасибо Вам за то, что поделились своими знаниями.

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. 2009-2023

English-version of this article https://radojuva.com/en/2018/06/high-speed-card-and-cameras/?replytocom=224784

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2018/06/high-speed-card-and-cameras/?replytocom=224784