Обзор HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

За предоставленный объектив HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW (2.8/11-18 DA*) огромная благодарность официальному представительству PENTAX в Украине. Мне посчастливилось поработать с объективом одним из первых в Украине.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW. Объектив показан на камере Pentax KP

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW – светосильный сверх широкоугольный объектив для кропнутых зеркальных камер Pentax. В общем и целом он отличный, за исключением нескольких нюансов.

Для кропнутых камер Pentax долгое время не хватало светосильного ТОПового объектива, который бы пришел на замену и стал дополнением к более старому SMC Pentax-DA 1:4 12-24mm ED AL [IF]. Таким новым объективом был призван стать как раз HD Pentax-DA* 11-18mm 1:2.8 ED DC AW. Теперь у Pentax есть набор профессиональных светосильных объективов для кропа в диапазоне 11-135 мм (ЭФР 16.5-202.5 мм), что позволяет решать практически любые фотозадачи.

Для полного ‘фотографического счастья’ обладателю кропнутой камеры Pentax теперь достаточно собрать триптих из 11-18/2.8, 16-50/2.8 и 50-135/2.8.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW и HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW DFA* были впервые официально представлены 26.02.2018 и стали первыми ‘звездными объективами нового поколения’. В то же время с 17 декабря 2015 уже существовал звездный ‘цифровой’ Pentax HD DFA* 70-200/2.8 ED DC AW. Новое поколение звездных объективов направлено исключительно на работу с новыми цифровыми камерами с большой плотностью пикселей, в первую очередь это касается полнокадровых объективов линейки DFA*.

В основном HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW нацелен на пейзажных фотографов, особенно тех, кто снимает ночные сюжеты. Также объектив подойдет опытным фотолюбителям, которые хотят выжать максимум из кропнутых камер Pentax.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW. Объектив показан на камере Pentax KP

Звездные объективы для цифровых камер

Серия DA*

Серия разработана для цифровых зеркальных камер с APS-C сенсором (для кропа)

Фикс-объективы:

  1. SMC Pentax-DA* 55mm 1:1.4 SDM
  2. SMC Pentax-DA* 200mm 1:2.8 ED [IF] SDM
  3. SMC Pentax-DA* 300mm 1:4 ED [IF] SDM

Зум-объективы:

  1. HD Pentax-DA* 11-18mm 1:2.8 ED DC AW
  2. SMC Pentax-DA* 16-50mm 1:2.8 ED AL [IF] SDM
  3. HD Pentax-DA* 16-50mm 1:2.8 ED PLM AW
  4. SMC Pentax-DA* 50-135mm 1:2.8 ED [IF] SDM
  5. SMC Pentax-DA* 60-250mm 1:4 ED [IF] SDM

Серия DFA* (для полнокадровых зеркальных камер):

Фикс-объективы:

  1. HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW
  2. HD PENTAX-D FA* 85mm 1:1.4 ED SDM AW

Зум-объективы:

  1. HD Pentax-D FA* 70-200/2.8 ED DC AW

Как видно из списка, HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW является первым объективом Pentax DA*, который получил новое просветление HD, а также стал первым объективом в данной линейке с мотором типа DC (вместо привычного SDM), а также первым объективом с маркировкой ‘AW‘.

DC мотор? Серьезно? Ведь DC мотор (Direct Current motor, обычный микро-мотор постоянного тока) обычно используют более простые объективы Pentax, а все остальные из линейки DA* используют продвинутый ультразвуковой мотор SDM (Supersonic Direct Drive Motor). Видимо на чем-то все же пришлось экономить. Хотя такую же ситуацию можно наблюдать и у ТОПового DFA*-объектива HD Pentax-D FA* 70-200/2.8 ED DC AW.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW имеет одну интересную особенность. Между кольцом фокусировки и выступом для резьбы под светофильтр есть небольшой желобок, который служит местом, через которое можно осуществлять подогрев объектива (!). Подогрев препятствует появлению конденсата и капель росы. Объектив выполнен так, что равномерно распределяет тепло по всему корпусу, в основном этому способствует металлическая основа корпуса. Собственно, подогревать объектив можно не только через этот желобок, но и, например, в месте между кольцом фокусировки и кольцом зума.

Я раньше нигде не встречал акцентирования внимания на подобных вещах, тем более внесение в конструкцию объектива специальных выемок для подогрева. В реальных условиях съемки это может стать очень полезной возможностью избежать запотевания объектива. Например, когда идет ночная съемка time-laps, под утро объектив может покрыться росой, что сделает весь труд напрасным. Постоянный подогрев объектива убережет фотографа от подобных неприятностей.

На официальном сайте показан подогрев с помощью электрического обогревателя в форме кабеля, обмотанного вокруг объектива, посмотреть можно здесь.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW. Объектив показан на камере Pentax KP

Примеры фотографий

Все примеры фотографий были получены с помощью фотоаппарата Pentax KP, накамерный JPEG, режим управления снимками ‘Натуральный’ или ‘АВТО’ с дефолтными (базовыми) настройками. Компенсация засветок: авто, компенсация теней: авто, коррекция дисторсии: on, коррекция оптического виньетирования: авто, коррекция дифрагкции: on, коррекция хроматического увеличения: on, все остальное: выкл. Часть фотографий была снята с защитным светофильтром HOYA PRO1 DIGITAL 82mm MC UV[0] Made In Japan, часть фото была снята с блендой.

Архив с исходными файлами можно скачать по этой ссылке (67 файлов JPEG, 0.7 GB).

Мой опыт

У HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW на данный момент нет никаких альтернатив. Это и хорошо и плохо одновременно.

К сожалению, Tokina, с ее неплохой линейкой AT-X PRO, и объективами 11-16/2.8, 11-16/2.8 II, 11-16/2.8 V, 11-20/2.8 не выпускает последних с байонетом Pentax K. Остальные аналоги от других компаний, которые делают подобные объективы с байонетом Pentax K – не имеют подобных решений с такой же высокой светосилой. Получить заветных 11 мм фокусного расстояния с диафрагмой F/2.8 и автоматической фокусировкой для кропнутых зеркальных камер Pentax по другому никак нельзя.

Компания Pentax очень заботится о своих звездных объективах, уделяет им очень много внимания, а слово ‘звездный’ часто мелькает в описании объектива, потому я тоже много акцентов делаю на ‘звездности’ этого объектива и тех вещах, которые не совсем вписываются в это понятие.

Скорее всего HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW не станет распространенным объективом, а его покупку осуществлят немного фотографов, которые являются пользователями кропнутых камер Pentax.

Лично я бы хотел увидеть вместо HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW что-то более ‘широкое’, по типу рекордного FUJINON ASPHERICAL LENS Nano-GI XF 8-16mm 1:2.8 R LM WR, что в пересчете ЭФР давало бы 12-24 мм, а не 16.5-27 мм.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Много разной фототехники можно найти на AliExpress.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW. Объектив показан на камере Pentax KP

Все подобные объективы

Ниже показан список всех сверхширокоугольных объективов с поддержкой автоматической фокусировки для фотоаппаратов с сенсором APS-C (кроп Kf=1.5-1.6X), фокусное расстояние которых меньше или равняется 14 мм.

Tokina (под разные байонеты):

С умеренной светосилой:

  1. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX Aspherical, для Nikon F, Canon EFS
  2. Promaster Digital AF 12-24 XR EDO F4 Aspherical, предыдущий объектив под брендом 'ProMaster'
  3. Tokina 124 AT-X PRO SD 12-24mm F4 (IF) DX II Aspherical, для Nikon F, Canon EFS
  4. Tokina 128 AT-X Pro SD 12-28mm F4 (IF) DX Aspherical, для Nikon F, Canon EFS
  5. Tokina AT-X PRO SD 12-28 F4 (IF) DX V, только для Canon EFS

Светосильные:

  1. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL, с 2007, для Nikon F, Canon EFS, Sony A
  2. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX II ASPHERICAL, с 2008, для Nikon F, Canon EFS, Sony A
  3. Tokina AT-X PRO SD 11-16 F2.8 (IF) DX V, для Nikon F, Canon EFS
  4. Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF, с 2019, для Nikon F, Canon EFS, черный/белый
  5. Tokina atx-m 11-18mm F2.8 E, с 2022, для Sony E, черный/белый
  6. Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL, с 2014, для Nikon F, Canon EFS
  7. Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF, с 2020, для Nikon F, Canon EFS, черный/белый
  8. Tokina AT-X PRO SD 14-20mm F2 (IF) DX, с 2015, для Nikon F, Canon EFS

Fisheye:

  1. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX AT-X, для Nikon F, Canon EFS
  2. Tokina 107 Fisheye 10-17mm F3.5-4.5 DX NH AT-X, для Nikon F, Canon EFS
  3. Tokina 107 Fisheye 10-17 F3.5-4.5 DX AT-X V NH, только для Canon EFS

Tamron (под разные байонеты):

  1. Tamron SP 10-24mm 1:3.5-4.5 Di II B001, с октября 2008, для Nikon F, Canon EFS, Pentax K, Sony A. Япония/Китай/Вьетнам
  2. Tamron 10-24mm F/3.5-4.5 Di ii VC HLD B023, с февраля 2017, для Nikon F и Canon EFS
  3. Tamron Aspherical LD DI II SP AF 11-18mm 1:4.5-5.6 [IF] A13, с 2005, для Nikon F, Canon EFS, Sony A. На этой же оптической схеме построены объективы Konica Minolta AF DT Zoom 11-18mm 1:4.5(22)-5.6 D и Sony 4.5-5.6/11-18 DT (SAL1118)
  4. Promaster Digital EDO AF Aspherical LD (IF) 11-18mm 1:4.5-5.6, предыдущий объектив под брендом 'ProMaster'
  5. Tamron 11-20mm F/2.8 Di III-A RXD B060, с апреля 2021, только для Sony E

Sigma (под разные байонеты):

  1. Sigma 4.5mm 1:2.8 EX DC HSM CIRCULAR FISHEYE, с 2007 для Canon EFS, Sigma SA и Nikon F. С 2008 для Pentax K и Sony/Minolta A
  2. Sigma 10mm 1:2.8 DC FISHEYE HSM, с 2007 для  Canon EFS, Sigma SA и Nikon F. В 2008 вышла версия для Pentax K и Sony/Minolta A
  3. Sigma 8-16mm 1:4.5-5.6 DC HSM, с 2010, Canon EFS, Nikon F, Pentax K, Sigma SA, Sony/Minolta A
  4. Sigma 10-20mm 1:4-5.6 DC EX [+-HSM, +-D], с 2005 для Canon EFS, Sigma SA, Nikon F, Pentax K и Sony/Minolta A. C 2008 для зеркальной системы 4/3. Приставка 'D' только для некоторых Nikon и Sony/Minolta A. Мотор HSM имеется только для Canon EFS, Sigma SA, Nikon F и 4/3. У версий Pentax K и Sony/Minolta A другой внешний вид (отсутствует окошко дистанций фокусировки). Существует две подверсии: с матовым и с бархатным покрытием корпуса.
  5. Sigma 10-20mm 1:3.5 DC HSM EX, с 2009, для Canon EFS, Nikon F, Pentax K, Sigma SA, Sony/Minolta A
  6. SIGMA 10-18mm 1:2.8 DC DN C, с 2023, для Sony E, FujiFilm X и Leica L

Nikon DX (под байонет Nikon F):

  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED
  2. Nikon DX VR AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4G ED SWM IF Aspherical
  5. Nikon Nikkor Z DX 12-28mm 1:3.5-5.6 PZ VR

Canon EF-S/EF-M

EF-S (зеркальный APS-C)

  1. Canon Zoome Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM
  2. Canon Zoom Lens EF-S 10-22mm 1:3.5-4.5 USM

EF-M (беззеркальный APS-C)

  1. Canon Zoom Lens EF-M 11-22mm 1:4-5.6 IS STM [2013]

RF-S (беззеркальный APS-C)

  1. CANON LENS RF-S 10-18mm F4.5-6.3 IS STM [2023]

Pentax DA (+ Samsung/Schneider-Kreuznach, под байонет Pentax K):

  1. SMC Pentax-DA 1:2.8(22) 14mm ED [IF] (Pentax 14)
  2. SMC Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm ED [IF] (Pentax 10-17) (FISHEYE, скорее всего оптически идентичен Tokina Model 107)
  3. HD Pentax-DA FISH-EYE 1:3.5-4.5 10-17mm (FISHEYE, скорее всего оптически схож с Tokina 107 NH)
  4. HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW
  5. SMC Pentax-DA 1:4 12-24mm ED AL [IF] (Pentax 12-24) (скорее всего оптически идентичен Tokina Model 124)
  6. Samsung Zoom Lens Fisheye D-Xenon 10-17mm 1:3.5-4.5 AL, копия Pentax 10-17, оптическая схема от Tokina Model 107
  7. Samsung Zoom Lens D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL, копия Pentax 12-24, оптически схема от Tokina Model 124
  8. Schneider-Kreuznach D-Xenogon 1:3.5-4.5 10-17mm ED AL, копия Pentax 10-17, оптическая схема от Tokina Model 107
  9. Schneider-Kreuznach D-Xenon 1:4 12-24mm ED AL, копия Pentax 12-24, оптически схема от Tokina Model 124

Sony/Minolta (A или E):

E-mount (E):

  1. Sony E 4/10-18 OSS (2012)
  2. Sony E 4/10-20G PZ (2022)
  3. Sony E 1.8/11 (2022)

A-mount (A):

  1. Sony 4.5-5.6/11-18 DT (SAL1118) (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)
  2. Konica Minolta AF DT Zoom 11-18mm 1:4.5(22)-5.6 D (скорее всего оптически идентичен Tamron Model A13)

Samsung NX

  1. Samsung Lens 1:3.5 10mm Fisheye
  2. Samsung Lens 1:4-5.6 12-24mm ED i-Function

Fujifilm X

  1. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 8mm 1:3.5 R WR
  2. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 14mm 1:2.8 R
  3. FUJINON ASPHERICAL LENS NANO-GI XF 8-16mm 1:2.8 R LM WR
  4. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 10-24mm 1:4 R OIS
  5. FUJINON ASPHERICAL LENS SUPER EBC XF 10-24mm 1:4 R OIS WR

Zeiss (E/X)

  1. ZEISS Distagon Touit 2.8/12 T* (Sony E-mount, Fujifilm X-mount)

VILTROX (E/X/Z)

  1. Viltrox AF 13mm 1:1.4 STM ASPH ED IF C (2021, Sony E-mount, Fujifilm X-mount, Nikon Z-mount)

Leica CL/TL/T/L

  1. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-T 1:3.5-4.5/11-23 ASPH. (2014)
  2. Leica SUPER-VARIO-ELMAR-TL 1:3.5-4.5/11-23 ASPH. (2014)

Samyang (E/X)

  1. Samyang AF 12/2 E + Samyang AF 12/2 X (2021, Sony E-mount, Fujifilm X-mount)

Yongnuo (E/X/Z)

Yongnuo 11mm 1:1.8 DA DSM WL S/X/Z (2023, Sony E-mount, Fujifilm X-mount, Nikon Z-mount)

Знаете еще подобные объективы? Или имеете опыт работы с каким-то из них? Тогда обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.

Видеообзор

Видеообзор можете глянуть на моем скромном Youtube-канале по этой ссылке, или ниже:

Цена

Цены на объектив HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW можно отслеживать по следующим ссылкам на E-KATALOG или MAGAZILLA.

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW. Объектив показан на камере Pentax KP

Заключение

HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW получился качественным объективом как по сборке, так и по создаваемому изображению. У данного объектива нет прямых конкурентов. В первую очередь данный объектив рассчитан на профессионалов и продвинутых фотолюбителей, которые точно знают, зачем в их кофре должна находиться подобная ‘линза’.

Фокусировка

  1. [+] скорость автоматической фокусировки средняя (ближе к высокой). Скорость фокусировки не зависит от выбранного фокусного расстояния или от ориентации объектива. Скорость сопоставима с объективом Tokina AT-X PRO SD 11-20 F2.8 (IF) DX ASPHERICAL. Лично я ожидал лучшей скорости от ‘звездного объектива’, например, Canon Zoom Lens EF-S 10-22mm 1:3.5-4.5 USM (2004 года выпуска!) фокусируется гораздо быстрей
  2. [-] объектив использует обычным микро-мотор фокусировки DC вместо SDM, последние используются у всех остальных объективов серии DA*
  3. [-] есть небольшой шум от мотора фокусировки во время автоматической фокусировки. Уровень шума достаточен, чтобы в некоторых ситуациях повлиять на звуковую дорожку, которая пишется с помощью встроенного в фотоаппарат микрофона. Скорее всего шум связан с использованием DC-мотора
  4. [+] хорошая работа автоматической фокусировки в режиме Live View (зависит от используемого фотоаппарата)
  5. [+] постоянный ручной контроль фокусировки (объектив поддерживает функцию Pentax Quick-Shift Focus, позволяющую проводить ручную фокусировку даже в автоматическом [AF] положении переключателя режимов фокусировки)
  6. [+] кольцо фокусировки во время автоматической фокусировки остается неподвижным
  7. [+] удобная ручная фокусировка, широкое прорезиненное кольцо фокусировки. Шаг кольца фокусировки составляет приблизительно 135 градусов. При достижении крайних положений кольцо фокусировки продолжает вращаться, не влияя на фокусировку
  8. [+] есть специальный переключатель ‘Focus Clamp Mechanism’, позволяющий отключать кольцо фокусировки. Полезно, чтобы случайно не сбить точную наводку на резкость. Переключатель ‘CLAMP ON/OFF’ огромный и достаточно удобный. В положении ‘ON’ кольцо фокусировки можно вращать вручную, но это никак не повлияет на изменение дистанции фокусировки
  9. [+] есть переключатель режимов фокусировки AF/MF (у старого SMC Pentax-DA 1:4 12-24mm ED AL [IF] такого переключателя не было)
  10. [+] внутренняя фокусировка (во время фокусировки передняя линза остается неподвижной)
  11. [+] окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах
  12. [-] неn хард-стопа (hard infinity mechanical stop) который позволяет точно и быстро сфокусировать объектив на бесконечность. На разных фокусных расстояниях бесконечность находится при разных положениях кольца фокусировки
  13. [-] достаточно большАя МДФ, равная 30 см, как следствие, коэффициент максимального увеличения во время макросъемки составляет всего 1:10
  14. [+] эффект ‘Focus Breathing’ (изменения угла обзора во время фокусировки) малозаметен. Во время фокусировки в сторону МДФ угол обзора увеличивается (!)
  15. [-] проблемы совместимости: данный объектив не будет работать на старых камерах, которые не поддерживают объективы со встроенным мотором фокусировки, таких как K110D, K100D, *ist DL2, *ist DS2, *ist DL, *ist DS, *ist D. Для некоторых старых камер возможно придется обновить прошивку (данные уточняются)

Сборка

  1. [+] объектив премиум класса, первый объектив из нового поколения кропнутых фикс-объективов звездной серии Pentax DA*
  2. [+] хорошее качество сборки, корпус объектива выполнен из металла, в том числе и с металлическим байонетом
  3. [+] пластиковая бленда PH-RBF82 байонетного типа с возможностью установки в обратном направлении. Бленда идет в комплекте поставки. Есть метки для ее установки. Переднюю крышку можно легко защелкнуть при установленной бленде
  4. [+] бленда имеет окошко, которое позволяет удобно использовать поляризационные, градиентные и прочие светофильтры, для которых важна правильная ориентация. Правда, створка окошка полностью снимается и ее легко потерять
  5. [+] пылезащита, всепогодозащита (влагозащита) корпуса объектива. Объектив рассчитан на работу от -10 до +40 °C. Есть 10 уплотнителей, в том числе и уплотнитель байонета
  6. [+] специальное пыле- и влагоотталкивающее покрытие SP (Super Protect) передней линзы
  7. [+] специальный теплосъемный выступ возле кольца фокусировки. Конструкция объектива рассчитана на равномерное распределение тепла
  8. [+] виртуально внутренний трансфокатор. Во время изменения фокусного расстояния передняя линза волнообразно перемещается в середине оправы корпуса и не выезжает за ее пределы
  9. [-] во время изменения фокусного расстояния задняя линза двигается, но эффект воздушной помпы выражен слабо
  10. [+] диафрагма с 9 скругленными лепестками
  11. [-] нет электромагнитной диафрагмы, которая используется, например, у HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW DFA*. Во время съемки видео присутствует ощутимый шум/звук изменения диафрагмы
  12. [+] при использовании на камерах Pentax получается комплект со стабилизатором (больше заслуга системы в целом, нежели объектива). У меня без особых усилий получалось делать снимки с рук на выдержке 1/5 секунды, используя камеру Pentax KP
  13. [-] большой вес, 704 грамма (739 грамм с блендой). Более ‘длинная’ Tokina 11-20/2.8 весит всего 560 грамм
  14. [-] большой диаметр светофильтра на 82 мм вместо классического диаметра на 77 мм, который используют много профессиональных объективов
  15. [-] нет шкалы ГРИП и меток для работы в инфракрасном спектре
  16. [-] высокая стоимость, около 1400 долларов (Tokina 11-20/2.8 стоит около 500 долларов)

Качество изображения

  1. [+] в оптической схеме используется два асферических элемента, два низкодисперсионных элемента и еще один элемент, который одновременно является и асферическим и низкодисперсионным
  2. [+] отсутствует фокус-шифт
  3. [+] новое специальное просветление оптики Pentax HD Coating в паре с обновленным ABC II (Aero Bright Coating II)
  4. [+] виньетирование не усиливается при использовании светофильтров (проверено с HOYA PRO1 DIGITAL 82mm MC UV[0] Made In Japan)
  5. диски нерезкости на диафрагмах от F/4 до F/16 имеют форму правильных мноугольников
  6. [-] нет профиля объектива для популярных RAW-конвертеров, например, от компании ADOBE, что позволит быстро и качественно исправлять некоторые оптические искажения в RAW-файлах (дисторсию, виньетирование и т.д.). Но профиль должен появится, либо его можно создать самому
  7. [+] встроенные функции некоторых фотоаппаратов, например, Pentax KP, легко исправляют виньетирование и дисторсию
  8. [+] объектив хорошо переносит боковой и контровой свет
  9. [+] на сильно прикрытых диафрагмах можно легко получить эффект 18-ти лучевой звезды
  10. [+] хорошие, порой отличные оптические показатели. Низкие или средние уровни основных оптических искажений
  11. [+] с 15 до 18 мм фокусного расстояния объектив можно использовать на полнокадровых камерах без темных углов
  12. [-] определенные оптические недостатки. На F/2.8 изображение могло быть еще лучше, особенно по углам кадра
  13. [-] хроматические аберрации ощутимо проявляются на сильно контрастных елементах кадра
  14. [+] дисторсия невелика, что критично для подобных объективов
  15. [+] заявлено, что объектив проектировался с учетом будущих камер, которые, скорее всего, будут иметь большую плотность пикселей (не за горами APS-C сенсоры от Sony на 30-50 МП)
  16. [+] у Pentax пока что попросту нет ничего лучше из подобных решений, а потому потенциальный владелец сможет быть уверен, что это действительно ‘лучший из лучших’

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram

Добавить комментарий: Аркадий Шаповал

 

 

Комментарии: 57, на тему: Обзор HD PENTAX-DA* 1:2.8 11-18mm ED DC AW

  • Олег

    Интересная линейка у Пентакс, 50-135/2.8 выделяется не у каждой системы такой есть, но и цены на все наверно звездные

    • Аркадий Шаповал

      Оптическая схема у Pentax 50-135/2.8 такая же как и Tokina 50-135/2.8 под Nikon/Canon. Скорее всего это один и тот же объектив совместной (или нет?) разработки, или кто-то у кого-то купил его. Ну, конечно, есть и три подобных Сигмы 50-150/2.8.

      • Олег

        Сторонний производитель, всегда игра в рулетку с фронт-бек фокусом. А тут вполне завершенная родная кроп-система

        • Аркадий Шаповал

          Кстати, я тут недавно подумал, что Sigma тоже камеры выпускает и для своих камер ее объективы являются “родными”. Потому, например, для Sigma SD1 родным будет Sigma 50-150/2.8 OS. Правда, я понимаю, что камеры Sigma с его Foveon подойдут не каждому :)

          • Покемон

            Аркадий, на SD-1 Merrill Sigma 24-70/2.8 EX DG Macro и Sigma 35/1.4 (A) ART работают не особенно быстро и бывают ошибки фокусировки, особенно на открытых диафрагмах.
            Модуль фокусировки на всех Сигмах под Фовеон очень не быстрый и хорошо работает при хорошем свете.

            • Аркадий Шаповал

              Тем не менее это никак не меняет того факта, что для нее это родные объективы.
              Есть постоянный бек/фронт, за которой говорили в предыдущем сообщении?

              • Покемон

                Постоянного нет(Слава Богу!).
                Но на открытой 35/1.4 косячит чаще, чем 24-70/2.8 EX DG.

        • Андрей Другой

          50-135 не болеет фронт-бек фокусом. это вообще один из лучших альтернативных объективов на кроп. ему не хватает только стаба

          • Аркадий Шаповал

            У Пентакс стаб есть в самих камерах :).
            Сигма 50-150/2.8 OS со стабом, жаль, снята с производства.

      • Андрей Другой

        <<>> так и есть. только Токина для остальных уже не производит этот объектив.

  • Koba

    Раз имели Pentax KP на руках было бы интересно и его протестировать, как никак а предположительно лучшая кропнутая камера вообще на рынке, особенно по части качества изображения на высоких ИСО, по части обработки изображений, по части эффективности матричной стабилизации, по части реальной защищенности, размеров тоже… Я сам собираюсь его купить наряду с моим D3s. Линзы для объективов выпускает Токина, но все остальное делает сам Пентакс, и просветление, и корпус полностью защищенный, и совместимость к камерам, одним словом, да посмотрите сами, другие именитые производители ничего подобного своим клиентам не дают, только супертемные и посредственного качества сверхширокоугольники, ни говоря уже о реальной защищенности всей системы.

    • Аркадий Шаповал

      Если я бы из каждой щелки в интернете не слышал что “Pentax KP” лучший, или один из лучших кропов современности, никогда даже и подумать бы про это не мог. Я внимательно изучил Pentax KP, в нем есть несколько приятных мелочей, но мое личное мнение кардинально отличается от радикальных хваленых отзывов.
      Насчет других производителей – в среди ТОП объективов они ушли, по большому счету, в сегмент полного кадра, от этого и нет новинок для кропа. Pentax же в сегмент полного кадра никак зайти не может, так как с одной-двумя K1/K1-2 далеко не разбежишься, вот и выпускают звездные объективы и вкусные-лимы для армии кропнутых камер.
      Кстати, и насчет “всех”, здесь также неточность. Есть исключение, например FUJINON ASPHERICAL LENS Nano-GI XF 8-16mm 1:2.8 R LM WR для Fuji X, за те же деньги, что и 11-18, также защищенный, а главное – гораздо-гораздо-гораздо шире :)

      • Михаил

        Ваше мнение и тест до кучи – было бы очень интересно

      • Аноним

        А что тогда взять лучше КР за +- примерно его цену?

      • Бро

        У Fujinon 8-16 показатели выше, потому что он предназначен для беззеркалки.
        Меньший рабочий отрезок существенно упрощает разработку шириков для беззеркалок. И если вам нужен очень широкий объектив, то это к БЗК.

        В телевиках разницы между объективами беззеркалок и зеркалок нет, там не рабочий отрезок решает.

        • Аркадий Шаповал

          В целом да. Но есть еще одно – качественный зеркальный будет все равно лучше посредственного беззеркального

  • Михаил

    Аркадий, опечатка:
    “фотографического счастья’ обладателя кропнутой ” наверное, обладателЮ. Спасибо за обзор. Интересно узнать Ваше мнение, как этот объектив в сравнении с Токиной 11-20 на широком угле? Пентакс сделал более совершенный оптически объектив или примерно тот же уровень?

    • Аркадий Шаповал

      Pentax 11-18 немного лучше в мелочах, но если бы Tokina выпускала 11-20 на Pentax – я бы и не думал переплачивать за DA*, так как Tokina AT-X PRO также очень хорошее решение.
      Но Pentax 11-18/2.8 пока что единственный подобный автофокусный ширик под Pentax K.

      • Михаил

        Спасибо. Именно поэтому и было интересно, т.к. Токина и Пентакс не пересекаются, и сравнить их получится только имея 2 системы

  • Александр

    “Pentax же в сегмент полного кадра никак зайти не может, так как с одной-двумя K1/K1-2 далеко не разбежишься…”- Аркадий, когда Вы это писали, хорошо подумали или как раз куда-то бежали? А было бы разумнее и убедитедьнее, если, никуда не торопясь, Вы бы взяли в руки этот самый К-1, с которым “Pentax … в сегмент полного кадра никак зайти не может”, и на своем беспрстрастном опыте проверили, зашел ли Пентакс в полный кадр и с каким качеством зашел. Аргументированное мнение специалиста всегда ценно и интересно, в отличие от неаргументированного.

    • Аркадий Шаповал

      Пользователи Пентакс, в том числе и К-1 и К-1 II высоко ценят данные камеры, я работал и с первой и со второй. И именно к полнокадровой системе/сегменту (я писал именно за сегмент, а не за конкретные камеры) есть ряд вопросов. Я ценю пользователей Пентакс, которые очень хорошо подкованы практически во всех вопросах, но есть объективные факторы, которые обычно после вау-ефекта К1 (при переходе с кропа на полный кадр) опускаются. Еще раз, проблема не в К1/K1-II, а в системе. В первую очередь система отстает, сильно отстает от основной тройки.

      • Владомир Буритский

        Прибежали защитники пентхауса, сейчас они раскажут, что зк придумал пентакс и что это самая лучшая система. Вот только мои дорогие, на пентакс снимают тех самых 2%

        • Аркадий Шаповал

          Ну чего же, Пентакс заслуживает внимания, например, есть у них среднеформатные решения, которых нет у других, есть очень много чего. Но в обычном полном кадре я не вижу в Пентаксе серьезного игрока.

        • Carl Zeiss

          Владомир Буритский смешно читать подобного рода нападки на Pentax, с такой безосновательной аргументацией к ним.
          А впрочем, это не важно. Потому что самая оптимальная система для получения качественных фотографий, это всё-равно сейчас Sony.

  • Александр

    Не буду пускаться в дискуссии, только вопрос ведь не в доле рынка,
    и в “несерьезности игрока” (?), и не в “погрешностях системы” (?), а в прямом назначении аппаратуры: делать качественные фотографии. И бесспорным, основанным на многих вполне компетентных тестах, и к неудовольствию многих, Пентакс, как и в кропе, так и в полнокадре, демонстрирует вполне приемлемое качество (детали пусть ищут и обсуждают заинтересованные)- так что, Аркадий, он однозначно “заскочил” и даже с достоинством обосновался во всех классах аппаратов, в том числе даже в и среднеформатном. Оденьте на “Ваш” Никон полтинник и на К-1 такой же его лим, сфоткайте портрет или пейзаж и честно сравните. Честное и компетентное исследование, как я уже писал, всегда важно и интересно. И тогда уже можно говорить о “погрешностях” чего-либо. А до ЭТОГО, Ваши слова- всего лишь сотрясение виртуального воздуха. Но многие Ваши статьи я читал с интересом и даже скопировал,- за это спасибо!

    • Аркадий Шаповал

      Ну, смотрите, я говорю про систему в целом, а не про конкретное сравнение. Попробуйте еще раз это понять. Сами по себе камеры хороши. Но сравнивая системы – к Пентакс есть вопросы. Вот навскидку, что первое придет в голову и что для меня является показателем:

      Репортажный полный кадр? По типу хотя бы Д3 от 2009 года? Это очень и очень важный показатель. Где в пулах про-фотографов ребята с Пентакс? В пулах сидят трещеточники с 10-15 к/с, то же самое касается wild-life где эти самые 10 К/с крайне важны (высидеть целый день в засаде в ожидании птички и получить 4.4 К/С?). А Вы вот утверждаете, что обосновался во всех классах фотоаппаратов :(

      4К? Full HD 60P? UHS-II? Комбокорпус (даже Олимпус сделал комбо-монстр) :)

      К1 на базе сонивского сенсора д800/D800E/а7r3 с 2012 года

      К1-2 делает только илюзиую, что у Пентакс целых две полнокадровых камеры. Это все равно, что Д800/Д800Е (с определенной натяжкой)

      Пентакс долго время не обновляла полнокадровые объективы под цифровой полный кадр, так как этого самого полного кадра не было. Несмотря на вкусные решения в лице разных Лимов, например, нет профессионального (пусть будет звездного) 24-70/2.8, а ведь это один из самых важных объективов в кофрах многих фотографов.

      Я считаю, что Пентакс на десятилетия отстает от Кенон, который свой полный кадр представил еще в 2002 году и развивал все это время, К1 появился в свет 2016 (разница 14 лет, Карл, 14 лет!). За эти 14 лет тот же Кенон оптимизировал свои объективы (считай систему) под этот самый полный кадр. Pentax MZD 2000 года в продажу не постуил :(

      Нет новых технологий. Nikon перешел на BSI, IBIS Z6/Z7, PF, ретро-полный кадр ДФ. У Canon есть Duap Pixel, Hybrid CMOS AF, 4K, STM, Nano USM, DO, 50/1.0/1.2, 85/1.2, 200/2, 11-24 и т.д.

      Сами по себе К1, К1-2 приятные камеры, мне они нравятся. Здесь я размышляю насчет системы в целом. Это очень сложное и неблагородное занятие. Лично я в первую очередь смотрю на целостность и гибкость системы, а уже после – на конкретные модели в этой системе. Кстати, я очень люблю Такумары, только за прошлый год я сделал множество обзоров Пентакс/Такумар, так что, пожалуйста, не обвиняйте меня в хейтерстве Пентакс.

      Я люблю Пентакс, если что и сами по себе К1 и К1-2 приятные камеры, дело не в них, дело в комплексном подходе. Мир, труд, хорошие фотографии :)

      • Bbb

        Весь мир перешёл на бзк, пентакс уже никогда не перейдет. Аркадий ещё мягко прошёлся по Пентаксу :) если нужно ещё, я добавлю!!!

        • Аркадий Шаповал

          Скорее не нужно, ибо начнется священная война чей Бог лучше у кого объектив длиннее

      • Александр

        Аркадий, Ваша эрудиция вызывает искреннее уважение! Давайте с Вами примем “соломоново” решение: репортажникам отдадим Никон, “видекам” посоветуем, скажем, Соню с ее 4К. Ну, а для оставшихся “незначительных” “любительских” жанров будем рекомендовать использовать К-1 и даже порой будем одевать на него “непрофессиональный” объектив Pentax HD Pentax-D FA 24-70mm f/2.8 ED SDM WR! Ну, согласны? Если нет, больше не пишите ничего не значащих слов, а честно сравнивайте фотографии. И уже после делайте обоснованные выводы.

        • Osh

          А Вы, похоже, упоротый полностью. Автор ему про систему в целом и ее отсталость, а он “сравните фотографии”…Вот Вы советуете автору не писать “ничего не значащих слов”… Автор будет писать, и будет выражать своё собственное видение, думаю, невзирая на Ваши запреты. И объектив не “одевают”, а “надевают”, это так, к сведению, учите русский язык.

          • Онотоле

            Объектив – устанавливают. Присоединяют, на крайний случай, “это так, к сведению”.
            Всегда умиляют блюстители языка, особенно в Интернете.

            • Osh

              Установить, поставить, надеть, присоединить, даже присобачить, приделать, прикрутить -будет правильно. А между “одеть” и “надеть” есть существенная разница. Блюстители его умиляют…

              • Аликсанр

                Дывытыся людове: никако Osh-от дюже упоротый полностью! И ученый вельми убо. Справно размовляить русську мову.

            • Михаил

              А неграмотные и гордящиеся этим – убивают

              • Онотоле

                А грамотные, но не считающие написанный безграмотно текст в неофициальной переписке за проявление неграмотности и, тем более, гордости за это, а скорее – допустимой небрежности, зачастую – осознанного стеба, или, в крайнем уж случае, неуважения к собеседнику?

              • Osh

                Какой то бессвязный набор слов просто. Смысл улавливается с трудом…Вы, вместо того, чтобы пытаться красиво и умно выразиться ( что, похоже, даётся Вам с большим трудом), облекли бы свою мысль в более краткие фразы, чтобы был понятен смысл Вашего изречения.

              • валерий А.

                Очень быстро, я ничего не понял.

              • Онотоле

                Нет, предложение осмысленное, составлено правильно. Просто, наиболее вероятно, в силу интеллекта, оно вам не по зубам. А ведь я постарался и заложил туда второй подсмысл, намек, да куда уж там… Попробуйте, тогда уж что ли, найти в нём ошибки, ведь вы, как я понял, хорошо знаете язык и не упускаете случая указать другим на допущенные неточности.
                Кстати, “какой то” пишется через дефис, пробел после скобки – недопустим, знаки препинания должны отбиваться пробелом. “Это так, к сведению”.

              • Osh

                А вы забавный, Толик. Судя по речевым оборотам – уже далеко не молодой человек, а агритесь как школота. На этом всё.

        • Аноним

          Пентакс не система, но к1 вкусный

        • Прохожий

          Поддерживаю Александра.

      • Мимо Крокодил

        Отличный ответ, Аркадий!
        Но… Озвученная цена в 1400$…
        Мне кажется на этом обзор можно было подводить к разумному умозаключений)))
        Я сделаю его – )))))- судьба на рынке кропа с общей долей рынка по Пентаксу в 1.78% – его купят единицы, самые преданные фанаты марки. Это не фулка, в работе он не нужен. Как и не нужен для работы сам Пень…
        Зачем они это делают???

        • Аркадий Шаповал

          Предполагаю, что вложили немало средств в его разработку пару лет назад, вот и нужно выпустить, миру показать. Может и вправду как дополнение к 16-50 и 50-135 для создания “святой” троицы зумов на кроп.

        • Мимо Крокодил

          И еще – Толику, Ошу и сочувствующим. Ребят, а можно вы будете пороть на сайте по теме фото или около? Остальное по телефону между собой или при встрече раз совсем дел у вас нет. # издуйте на профильные сайты, там и выясняйте свои правописания и проч #уйню!

    • Роман

      Извините, но вопрос именно в доле рынка и в серьезности игрока. Они чаще всего и определяют ассортимент продукции.

      Уже тот факт, что Пентакс продавали и перепродавали — демонстрация того, что его не относят к лидерам рынка. Только как нишевое решение. Нет лидерства на рынке — нет ассортимента. Для решения какой-то определенной задачи или ради какой-то определенной функции я этот фотик взять могу (астрофотография там, например или зеркалка с китовым объективом, который я и менять не собираюсь). А как системное решение, в рамках которого я буду эволюционировать как специалист (или даже любитель) — это вряд ли.

      • Бро

        Последний раз когда Pentax позицировал свои 35 мм как систему для профессионалов – это была системная с любой стороны камера Pentax LX восьмидесятых годов; ну еще Pentax Z-1p с его быстрым автофокусом и скорострельностью; последние два плёночных поколения MZ и *ist – чисто любительские.

        В цифровой век никаких профессиональный потуг Pentax не делал.
        Добавить микросхему памяти чтобы буфер кадров был больше и сооветственно можно было делать длинные серии совсем не сложно и не дорого. Цели такой у Pentax не было.

        Зато у них отличные по рисунку, недорогие и компактные объективы Lim и такие же небольшие тушки. Это любительская система.

  • Александр

    Ладно, позвольте мне рассказать на последок анекдот.
    В камеру со старым зеком посадили молодого. Ну, старый объясняет тому что и как в тюремной жизни происходит. Молодой спрашивает: “А как тут насчет женщин?” Старый достает замусоленную (устаревшую, несистемную, нишевую, непрофессиональную, тормозноватую (ой! Osh, не ругайтесь: к очередному юбилею Шухевича допилю-таки русский язык) да просто дебильную) картинку из под подушки и показывает. Молодой: “Батя, так это ж Ломоносов!” Старый: “Ломоносов- Неломоносов, а мне нравится!” Так выпьем за то, чтобы нам нравилось то, что мы делаем и чем делаем! И критерии пусть устанавливает каждый для себя сам. (Только пусть Аркадий чужого ломоносова просто так не обижает!)

  • scif

    вот мне бы в Nikon D5 обогрев рукоятки бы вставили, а то на морозе промерзает дико

  • Аноним

    Мне как обладателю дешёвого и пластмассового 10-18 очень льстит, что обектив за 1500 долларов имеет хроматические абберации на прикрытых диафрагмах и падение резкости по углам и краям кадра. Этот обектив твёрдый середнячок, но не топовый обектив за 1500 уе. Пока на кропе лучшее на данный момент фуджи 8-16 вот там видно инженеры постарались. Извиняюсь за т9

    • Аркадий Шаповал

      Фуджи беззеркалка, потому там, скорее всего, проще спроектировать подобное решение. Но из автофокусных, все же самый широкий – это под полный кадр Canon 11-24 :)

    • Роман

      10-18 — удивительно хороший объектив, особенно как для своей цены.

      Вообще такое ощущение, что Кэнон очень неохотно занижает характеристики своим стеклам, чтобы продать их подешевле. У меня вот на кропе основной макро-линзой стал 35/2.8 IS STM, который там резче топового 100/2.8L.

      То есть играется с материалом корпуса, создавая ощущение пластиковой безделушки, а вот оптическая схема остается на высоте. Ну и, вполне возможно, современный оптический пластик сильно вырос в качестве.

  • Аноним

    Все стало ясно, пентакс уже не торт и этот 11-18 его не спасет, все пейзажисты ушли на полный кадр и Аркадий верно на Ютубе про это упомянул

    • Бро

      Пейзажисты разве не на СФ ушли?
      С тех пор как много лет назад появился влагозащищенный Pentax 645D

  • Eugen

    И все же сравнить “новорожденного” зумчика DA*11-18 со “старожилом” фиксиком Da 15 lim никто как-то не удосужился. Есть ли смысл переплачивать, если 15 мм угла и так за глаза?

    • Аноним

      15 f4 совсем другие пероги, здесь же 11 и 2.8? Сравнить зеленой с теплым? давайте еще с 16-50 сравним

    • Carl Zeiss

      Согласен. Сравнение будет некорректным. 15 лим хороший объектив. Но хорош он в первую очередь своей средней ценой и малыми габаритами. Картинка имеет нормальные параметры только в центре и более-менее приемлимые параметры по углам, но только на прикрытых фиафрагмах.
      Этот же и по картинке лучше, и зум. Сливает 15 лиму только по цене и габаритам. По всем же остальным параметрам, он его превосходит.

      • Бро

        Если рассматривать 15 Lim как пейзажный, то нужно до 7.1-8 зажимать диафрагму.
        На этих значениях он оптически великолепен.

        Но сравнивать 15/4 Lim с 11-18/2.8 странно. Совсем другой вес. Совсем другая цена.
        Зум против фикса? И по влагозащите разница принципиальная (в 15 Lim её нет)

        Они друг друга никак не заменяют

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. 2009-2023

English-version of this article https://radojuva.com/en/2019/03/hd-pentax-da-star-11-18mm-ed-dc-aw/?replytocom=261512

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2019/03/hd-pentax-da-star-11-18mm-ed-dc-aw/?replytocom=261512