Обзор Юпитер-11А 4/135

За предоставленный объектив Юпитер-11А 4/135 огромная благодарность Виталию Семенюку.

Обзор Юпитер-11А 4/135

Обзор Юпитер-11А 4/135

Существует много модификаций объектива марки “Юпитер-11”:

  • ЗК 1:4 F=13.5cm П (1948), дальномерный вариант, посадочная резьба М39, так называемый ‘Зоннар Красногорский’
  • Юпитер-11-1 4/135
  • Юпитер-11А 4/135 черный, со сменным хвостовиком, представленный в данном обзоре
  • Юпитер-11 4/135 белый, с посадочной резьбой М39 для зеркальных камер
  • ЮПИТЕР-11 4/135 АВТОМАТ, со специфическим байонетом для камер Киев-10 и Киев-15
  • Юпитер-11 4/135 для фотоаппаратов марки ‘Старт’ со своим, специфическим байонетом
  • Юпитер-11 1:4 f=13,5cm П белый, с посадочной резьбой М39, для зеркальных камер
  • Юпитер-11 4/135 белый, с посадочной резьбой М39, для дальномерных камер марки ‘Зоркий’
  • ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КОМЗ
  • ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КМЗ
  • ЮПИТЕР-11 4/135 с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КОМЗ

Варианты объектива с написанием имени латиницей ‘Jupiter-11’ мне не встречались, но говорят что были и экспортные Юпитер-11. Больше всего интересен именно вариант Юпитер-11А, представленный в данном обзоре – он имеет сменный хвостовик и его проще всего установить на любую современную зеркальную камеру. Разные варианты объективов отличаются оправой корпуса, МДФ, методом работы диафрагмы и рабочим отрезком. Юпитер-11 так и не был обновлен до версии с мультипросветлением и имеет обычное однослойное просветление. А вот его ‘старшего’ брата, Юпитер-37А 3,5/135 можно найти в мультипросветленном варианте.

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы 'A' со сменным хвостовиком, таким, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник. Сменный хвостовик 'A' обычно имеет внешнюю часть под резьбу M42 и под байонет 'Н' (аналог Nikon F). Для использования на современных камерах проще всего к данному хвостовику добавить нужный переходник с M42 на нужную систему или с Nikon F на нужную систему.

Юпитер-11А 4/135

Просветление передней и задней линзы Юпитер-11А 4/135, вид лепестков диафрагмы

Объектив имеет металлическое кольцо фокусировки, которое вращается приблизительно на 270 градусов. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1 метр, в отличии от 1.2 м у Юпитер-37А. При фокусировке передняя линза не вращается, а хобот заметно удлиняется. Для фокусировки используется обычная линейная схема перемещения линзоблока. На корпусе есть шкала дистанции фокусировки и шкала ГРИП для F4, 8, 16 и 22. Есть метка инфракрасного сдвига.

Отличительной чертой объектива является 12-ти лепестковая диафрагма, которая создает практически ровные ‘кружочки’ в зоне нерезкости. Диафрагму можно регулировать плавно, без остановки на фиксированных значениях. Жаль, но лепестки диафрагмы имеют металлический отблеск, что только создает лишние переотражения в середине объектива. Для управления диафрагмой возле передней линзы объектива имеется специальное кольцо. Мало кто знает, но с помощью кольца управления диафрагмы также можно выполнять предварительную установку диафрагмы. Чтобы выполнить предварительную установку диафрагмы, нужно перевести диафрагму в положение F/22, потом надавить на кольцо диафрагмы в сторону байонета, повернуть до нужного значения и отпустить. После такой манипуляции диафрагма будет работать в диапазоне от F/4 до установленного значения. Это очень приятная и полезная функция для быстрой наводки на резкость на максимально открытом положении, и последующей съемки на нужном фотографу значении F. Точно такой же механизм имеется и у Юпитер-37А.

Юпитер-11А 4/135

Юпитер-11А 4/135 с установленной блендой при фокусировке на МДФ

Экземпляр, который побывал у меня на обзоре имеет серийный номер №741021 (судя по номеру и логотипу, он был изготовлен на казанском оптико-механическом заводе), его корпус сильно потерт, но краска не начала вылущиваться. Весь объектив выполнен из металла и стекла, сборка на очень высоком уровне — честь и хвала былым стандартам. На корпусе объектива находится надпись ‘Made in USSR’. Юпитер-11А может страдать избытком масла на лепестках диафрагмы — масло может попасть на внутренние поверхности линз.

Ко мне объектив приехал на обзор в черном родном футляре вместе с чудесной металлической блендой. Бленда вкручивается в резьбу под светофильтр (диаметр 52мм). Большая редкость, что бленда может быть вкручена задом-наперед, правда при этом полностью теряется доступ к кольцам фокусировки и управления диафрагмой.

Юпитер-11А 4 135

Юпитер-11А F4 135mm и Юпитер-37А F3,5 135mm имеют практически одинаковые размеры

Сейчас Юпитер-11А продают чуть дешевле, чем Юпитер-37А. Разница в светосиле между F/3.5 и F/4.0 составляет всего треть стопа поэтому Юпитер-11А может быть нормальной заменой Юпитер-37А, но я все же советую потратить чуть больше средств, и приобрести МС версию Юпитер-37А. Рекомендую небольшую заметку Дмитрия Евтифеева про Юпитер 37А 135/3,5 vs Юпитер 11А 135/4.

Юпитер-11А 4 135

Юпитер-11А 4 135 на ЗК

На кропнутых камерах Nikon DX ЭФР объектива будет составлять почти 203мм, что многим пользователям может показаться слишком длинным и не практичным фокусным расстоянием. Мне объектив очень понравился своими небольшими размерами, а ведь это все таки 135 мм фокусного расстояния!

Параметры приведенных в галерее фото:
Все снято на Nikon D700. Накамерный JPEG L (сжатие ‘оптимальное качество’), без обработки. Функции: контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим):  поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Использовался баланс белого: ‘Авто’. Размер фотографий был уменьшен до 3-х МП.

Еще примеры фотографий на Canon EOS 600D (с обработкой) и  этот объектив для Радоживы любезно предоставил Александр Фролов.

Примеры фотографий на Nikon D40.

Исходные фотографии в формате JPEG можно посмотреть и/или скачать по этой ссылке (80+ фото, галерея Google Drive).

Просветление объективо Юпитер-11А и Юпитер-37А

Просветление объективов Юпитер-11А и Юпитер-37А

Итоги

Юпитер-11А 135/4 может служить объективом для творчества. Имеет слабоватую для фикса светосилу. Существует достаточно много недорогих японских объективов класса 135/2.8, более светосильных чем этот Юпитер, и из за этого более предпочтительны. Сам объектив хорошо изготовлен, но оптически не совсем идеален из-за слабой работоспособности в контровом свете и хроматических аберраций. Также объектив имеет желто-зеленоватую советскую ‘бутылочную’ цветопередачу, характерную для многих старых объективов с однослойным просветлением. В целом объектив во многом похож на своего старшего брата – Юпитер-37А 3.5/135. При этом считается, что Юпитер-11 является одним из лучших советских портретных объективов.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram

Добавить комментарий: Родион

 

 

Комментарии: 89, на тему: Обзор Юпитер-11А 4/135

  • Олег Муравицкий

    Отличное стекло, у меня точно такой же, как в обзоре. По контрастности он даже лучше, чем 37А – не так боится контрового света. Недавно поменял ему хвостовик на никоновский и иногда балуюсь на D90. А насчет японских 135/2,8 – номинально да, светосила больше. Но из четырех таких объективов, что я видел, только один (Minolta MC Tele-Rokkor PF 135/2.8) был приемлемо резким на открытой, у остальных максимальная рабочая диафрагма как раз и была 4.
    А еще у этого объектива замечательная бленда, о которой стоит пару слов сказать отдельно.
    1. Она может накручиваться на объектив обратной стороной. Но лучше этого не делать, т.к. если ее заклинит, то выкручивается она вместе с передним блоком линз, который абсолютно не за что ухватить, чтобы скрутить бленду.
    2. Бленда разборная, стакан снимается и остается реверсное кольцо 52/52 мм, которое позволяет из этого Юпитера и любого Гелиоса-44м-… собрать макрообъектив.
    3. На кропе 1,5 и больше эта бленда отлично работает на тех же Гелиосах-44М-… (ФР 58 мм) без заметного виньетирования. Пробовал на Гелиосе-81Н (50 мм)- тоже виньетки не видно.

    • Иван

      Насчет японских, согласен, хоть по светосиле и кажется лучше, но по рисунку Юпитер все-таки зоннар и его бокэ мне во многом нравится больше нежели различных других схем.

      По резкости еще у Зуйко хороши объективы, практически все фиксы на открытой резкие.

    • Аркадий Шаповал

      1. Это указано в обзоре, и я не знаю, как ее нужно вкручивать в объектив, чтобы потом раскрутить объектив вместе с ней. Скорее всего эта легенда просто бродит интернетом.
      2. Бленда, которая была у меня на обзоре не разбирается, либо для этого стоит приложить нечеловеческие усилия.
      3. Любая бленда от 135-тки будет служить на кропе и блендой для полтинника, от того же Юпитер-37А я так и использую ее на Г-81Н.

      • Роман

        У меня такое было на 37А, чуть сильнее чем надо закрутил и снялось действительно только с передним линзоблоком. А у Зоннаров склейка за передним мениском большая – самая большая из тех, что мне доводилось видеть.

        После этого объектив превратился в длиннофокусный монокль. Придется искать просветленную версию, а то и плюнуть и купить родной 135/2.

        Ю11 135/4 – лежит где-то граната, с белым корпусом, переделанный из старого дальномерного, насколько я понял, без шкалы расстояний даже. В принципе, как для своего фокусного, поменьше и полегче 37го при незначительной разнице в светосиле (он еще меньше 37А, там редкий фильтр 40.5 мм – как раз чуть больше диаметра линзы, 11А вроде бы под 49ый фильтр). Ничего так, хоть и не особо удобно наводиться на резкость. Спасибо, что напомнили, надо будет взять на выходные.

        • Олег Муравицкий

          Роман, у Ю-11А те же 52 мм фильтр, что и у Ю-37А и Г-44М-…

        • Олег Муравицкий

          Роман, я так понял, что вы свой объектив так и не починили? Мне помогла жидкость WD-40, на хозяйственных рынках продается.

          • Роман

            Да ей и смазали, в принципе, отошло. Но что-то меня картинка не устроила после сборки, он и до того не особо хорош был – решил попробовать монокль с мыслью “надо купить МС-версию”. А потом как-то и забылось.

      • Олег Муравицкий

        1. Нет, это реальный случай из моей практики. Как видно из комментариев ниже – не один я такой ловкий :)
        2. Да, закручена она хорошо, я сорвал стакан с основания как раз когда пытался снять заклинившую бленду.
        3. Но не для любого полтинника. Например, на минолте MD 50/1.7 на открытой уже была заметна виньетка, видимо, как раз из-за большего относительного отверстия.

      • Рысь

        а я купил с китая “резиновый вантуз” на 52 мм, и отщень удобно и на полтинники и на джуп. Заодно и неплохой “буфер от случайных встреч с жесткими предметами”.

    • Андрей

      А! Так это вы ведете рубрику фото\видео на gagatget)))

      • Аркадий Шаповал

        Если это вопрос ко мне, то нет.

        • Андрей

          Вопрос к Олегу Муравицкому. Но я уже понял что мы просто тусуемся на просторах одного ресурса

      • Олег Муравицкий

        Таки да :)

  • Иван

    Как то беседовал с одним фотографом старой закалки, так он Юпитер 11 очень хвалил и рекомендовал, я у него спросил: а как насчет Юпитера 37? Он мне сказал что 11-тый лучше, незнаю правда почему, но меня такое предпочтение удивило.

    • Аркадий Шаповал

      Есть много субъективных факторов. У кого не было денег на МС Ю-37А, конечно, будут пиарить Ю-11. По делу, я снимал днем в помещении, которое напичкано лампами. Для того, чтобы избежать смаза, использовал 1/160с, что наверняка гарантирует достижение резкой картинки. При этом ISO составляло около 1000. Был бы это Юпитер-37А, то ИСО бы составляло уже около 640 единиц из-за F/3.5. Для полного кадра разница незаметна, но для кропа – это уже небо и земля.

    • Олег Муравицкий

      У меня были они оба, имел возможность сравнить. 37А нравился больше по рисунку и резкости, жалею, что продал. 11А не такой резкий, но дает намного более контрастную картинку. Хотя это не принципиально – контраст всегда можно добавить в редакторе.

  • Сергей

    Венера прекрасна, Юпитер хорош, Аркадий – молодец!

  • Александр

    “А вот ешл ‘старшего’ брата” наверное вы имели в виду “его”

  • Yuriy75

    Часики, такие уже родные стали :), особенно понравилась Венера с часиками.

  • Аноним

    Сейчас можно за 300гр. Юпитер-37А купить, наверное экономить и покупать Юпитер-11А стоит только по совсем бросовой цене. Хотя и он даёт отличную картинку в руках Аркадия. Спасибо за обзор, как всегда на высоте.

    • Юрий

      Цена сильно зависит от состояния. На том же Aukro за 300 грн. предлагают только явно замученные экземпляры, с которыми связываться не хочется. Я купил “Юпитер 37А” в идеальном состоянии за 420 грн. Его приятно в руки брать, хотя, конечно, это не главное.

  • Юрий И

    Люстра Фибоначчи тоже очень хороша.

  • Александр

    у меня на Ю37А как раз прикручена бленда, попытался выкрутить и выкрутил пол объектива ) вкрутил обратно и больше не пытаюсь.

    • Аркадий Шаповал

      А я постоянно снимаю одеваю бленду на Ю-37А уже пару лет, все отлично. Наверно зависит от многих факторов.

      • Аноним

        согласен, у меня бленда еще пластиковая.

      • Аноним-1

        Свои “5 копеек”… Попробуйте смазать резьбу бленды жидкостью WD-40(найдёте в автомагазине). Просто на ваточку- и по резьбе… Заклинивать перестанет.

  • М.А.Г

    Я свою бленду от Юпитера 37, таскаю и на Г-81н, и на Nikon 50 f/1.8D, и конечно же на Юпитере 37. Так вот, если уделить пол секунды внимания при вкручивании бленды, она будет и выкручиваться и вкручиваться без усилий, не надо фанатизма, достаточно аккуратности.

  • nukemall

    Дешёвые “безымянные”(типа Revuenon итп) японские 135/2.8 на диафрагме f/2.8 если и рабочие – то очень условно, реально ими можно пользоваться только от f/4.
    Другое дело что идиоты-патриоты способствовали такому росту цены на МС Юпитер-37А, что становится выгодно купить вместо него Super-Multi-Coated Takumar 135/3.5 или нечто вроде RMC Tokina 135/2.8, Tamron(-F или Adaptall) 135/2.8 BBAR MC итп.

  • Костя

    Бленда на 37-м легко откручивается. Просто сдавливании пальцами пластик деформируется – потому и туго идет, я свою откручиваю аккуратно держась непосредственно возле резьбы + немного той же WD-40, и все=)

  • Az

    Добрый день. Неоднократно в ваших обзорах встречаю упоминание метки инфракрасного сдвига. Можете подсказать – для чего она?

    • Аркадий Шаповал

      Для съемки в инфракрасном спектре. Инфракрасные лучи имеют другой коэффициент преломления и после наводки на резкость по “видимому” спектру следует выполнить корректировку согласно метке.

      • Роман

        Аркадій, а ви не хочете написати статтю для “чайників” про іфрачервону зйомку?

        Що для цього потрібно, які краще фотоапарати, об’єктиви, світлофільтри,…. використовувати?

        • Аркадий Шаповал

          Хочу, есть у меня недостаток времени.

  • Александр

    У меня Ю-11 Автомат от Киев-15 , я им доволе, очень рзкий даже на открытой дыре, да и по цветопередаче тожеть не плох , в чомто нравится более чем Ю-37 , может по тому что стекла от арсинала.

  • Василь

    Дуже сподобалась фотографія з часами і двома котейками)

  • вася

    о уж эти часы )))

  • JSB

    Скажите,
    а вы используете фокусировочный экран
    с мануальной оптикой, или нет ?
    Если нет, то какой процент брака у Вас выходит?

    • Рысь

      Вы знаете, фокусировочный экран как бэ имеется в каждом зеркальном фотоаппарате, поэтому странно было бы, если его не использовали. ))
      Возможно вы имели в виду фокусировочный экран с клиньями Додена?

  • JSB

    прошу прощения – имел ввиду его самого – с клиньями или др.

  • CH

    “Юпитер-11 4/135 Автомат, с байонетом Contax-Киев для камер Киев-10 и Киев-15”
    Байонет Contax был у дальномерных Киев-2, -3, -4 и для них тоже выпускался Юпитер-11. Киев-10, -15 зеркальные аппараты со своим байонетом.
    Правильно было бы написать:
    -Юпитер-11 4/135 Автомат, для зеркальных камер Киев-10 и Киев-15
    -Юпитер-11 4/135, с байонетом Contax-Киев для дальномерных камер Киев-2, -3, -4.

  • JSB

    Всё-таки интересно,
    Аркадий использует фокусировочный экран с клиньями
    для мануальных стёкол
    или нет ?

    • Аркадий Шаповал

      Я не использую фокусировочные экраны. С разными объективами у меня разное количества брака.

  • Влад П

    Аркадий, всё интересно! Спасибо! НО! Есть вопрос: получится-ли переставить хвостовик м42 от Юпитра 11 на Юпитр 11 Автомат,где штатный байонет для Киевов 10;15???

    • Аркадий Шаповал

      А это уже зависит от ваших умений :)

      • Влад П

        если-бы у нас под попой был маленький военный заводик – нам-бы хватило умений присобачить Хабл к Никонвану, но на данный момент усе токарные станки в крызе, есть только отвёртки и дрели! вопрос исходил из возможности того, что вы держали обеих юпитров в руках и хотя-бы знаете диаметр их корпусов в месте крепления хвостов. — 42 на просто Юпе 11 расположена на фланце, который, другой своей стороной, надевается на “нижний” конец корпуса и фиксируется 4-мя винтиками около м1,5. Вопрос конкретно: налезет-ли этот-же фланец на корпус Юпа Авто?

        • Виталий С.

          Владислав, мне как раз попался в руки объектив Юпитер-11 автомат. Я решил вопрос следующим образом: открутил хвостовик от Юпитера и сточил аккуратно надфилем “усики” (три штуки) на байонете. Диаметр байонета без них равен 41 мм. Взял обычный переходник M42-EOS без чипа (валялся без дела и не жалко было убить)Внутренний диаметр байонета М42 оказался равен 41,5 мм. Почти идеально :)
          Далее на объективе имеется 6 отверстий под посадку хвостовика, байонет К использует только три. Диаметр окружности по которому располагаются отверстия 46 мм. На байонете M42-EOS высверлил три отверстия диаметром 1,6-1,8 мм по радиусу 23 мм и под углом 120 градусов. Причем так чтоб стрелка указателя фокусного расстояния была сверху (отверстие тоже просверлил сверху). В следствии того что у меня не было на тот момент длинных винтов с резьбой М1,5 я на четыре миллиметра в глубь высверлил отверстия диаметром 3,5 мм на переходнике M42-EOS вдоль по отверстиям 1,6-1,8 мм (чтоб головки винтов были утоплены). Собрал это все вместе. ВНИМАНИЕ: собрал вместе со сточенным байонетом К, чтоб сохранить фокусировку на бесконечность. Вышло отлично! Только чтоб поменять диафрагму надо снимать объектив и менять вручную на глазок. Но сдается мне что это не нужно будет. Теперь хочу докупить сам чип “одуванчик-лушникова” и приклеить его, чтоб было подтверждение фокусировки. Все эти телодвижения были исключительно для любопытства. Но и объектив вполне неплох, особенно если учитывать, что достался на халяву.

  • Ал.

    Подойдет этот объектив для астрофотографии ? Или сфокусироваться будет проблемно ?

  • александр

    почти всё совпадает, только у моего ю-11 13 лепестков в диафрагме

  • Николай

    “Юпитер-11А 4/135 с одетой блендой при фокусировке на МДФ”

    “Надеть одежду, одеть Надежду”

    Бленду надевают.

    Если бленду захотите одеть, то придётся сшить ей одежду и надеть её на вашу бленду.

  • Игорь

    Никто, в том числе автор, не указал такую немаловажную разницу между Ю-11А и Ю-37А как МДФ- и эта разница в пользу Ю-11А, у которого МДФ, одна из самых маленьких среди мануальных стотридцатьпяток – 1м! У Ю-37А МДФ – 1.2м Для любителей снимать крупный план – это весьма важный параметр. По картинке на равных диафрагмах отличить Ю-11 от Ю-37 я, например, не в состоянии. По устойчивости к контровому у них тоже паритет, здесь скорее всё зависит от состояния конкретного экземпляра, при чем не факт, что МС версия Ю-37 будет лучше обычных Ю-37 и Ю-11

  • Максим

    Продам объектив Юпитер-11 135 mm f/ 4 копия Carl Zeiss Jena Sonnar 4/135 http://fotoselling.ru/products/9659118
    г. Новосибирск + почтой по России и заграницу
    __________
    Наш сайт: http://fotoselling.ru

    Группа в контакте (более 20000 участников): http://vk.com/fotoselling
    Объективы, фотоаппараты, переходники и многое другое

    Наложенный платеж, отзывы, гарантии, опыт.
    Есть вопросы? Спрашивай! http://vk.com/id13311029

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. 2009-2023

English-version of this article https://radojuva.com/en/2013/11/obzor-yupiter-11a-4-135/comment-page-1/?replytocom=205252

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2013/11/obzor-yupiter-11a-4-135/comment-page-1/?replytocom=205252