Сравнительный обзор белого Юпитер-9

На моем сайте можно найти обзор объектива Юпитер-9 черного цвета, лыткаринского завода под резьбу М42 и Юпитер-9 П белого цвета от камер с байонетом Contax-Киев. Кстати, первые лыткаринские Юпитеры тоже были белыми, что усложняет их различие с красногорскими, обзор такого старого белого экземпляра можно посмотреть здесь.

Вид белого Юпитер-9 на камере

Вид белого Юпитер-9 на камере

Данный обзор посвящен объективу: белому Юпитер-9 красногорского завода, первоначально сделанного для зеркальной камеры под резьбу М39. Юпитер-9 входит в пятерку лучших советских портретных объективов.

Ниже показан список основных версий ЮПИТЕР/JUPITER-9:

  1. ЮПИТЕР-9 2/85 АВТОМАТ. В корпусе для камер Киев-10/15, завод Арсенал (Киев), байонет Киев-Автомат
  2. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см. В белом корпусе, красногорский, байонет Контакс-Киев
  3. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см П. В белом корпусе, з-д «Арсенал» (Киев), байонет Контакс-Киев
  4. Юпитер-9 1:2 F=8,5см П. В белом корпусе, КМЗ, М39 для камер «Зенит»
  5. ЮПИТЕР-9 2/85. В белом корпусе, лыткаринский, М39 для камер «Зенит»
  6. В черном корпусе старого типа, лыткаринский, М42 (обзора пока нет)
  7. JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, М42
  8. MC JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, с 'МС', М42
Фото на Юпитер-9

Фото на Юпитер-9

В отличие от своего лыткаринского брата, белый Юпитер имеет резьбу под М39 и фиолетовое просветление. Главным отличием в картинке является резкость уже с открытой диафрагмы. Как было сказано в обзоре черного варианта, лыткаринский сильно софтит и мылит на открытых диафрагмах.

Портрет на Юпитер-9 85мм F2.0

Портрет на Юпитер-9 85мм F2.0

Мой вариант имеет резьбу М42, на самом деле все белые Юпитер-9 идут под М39, если попадается М42, то это либо переделанный, либо с обычным переходным кольцом М39-М42.

Чудесная резкость на открытой диафрагме объектива Юпитер-9

Чудесная резкость на открытой диафрагме объектива Юпитер-9

Все нужные технические характеристики и другие важные моменты были описаны в обзоре черного Юпитер-9. Как использовать Юпитер-9 на современных цифрозеркальных камерах Nikon читайте в разделе советская оптика, а как пользоваться на системе Canon – в разделе Старые объективы на Canon. Лично я сделал все примеры фотографий для обзора с помощью камеры Nikon D90 и безлинзового переходника КП-42\Н, при этом я не мог фокусироваться на бесконечности.

Чудесное боке на открытой диафрагме объектива Юпитер-9

Чудесное боке на открытой диафрагме объектива Юпитер-9

По поводу картинки белого Юпитер-9: фото получается уже достаточно резкое, начиная с F2.0.  Но не за резкостью нужно гонятся с этим объективом. На диафрагме 2.8 он показался даже через чур резок, если точно попасть в фокус. Для портрета такая резкость –  это уже перебор, так что очень удобно получать именно портреты, работая на диафрагмах от 2.0 до 2.4. Боке очень приятное, пластичное, ненавязчивое, хотя присутствует легкая рябь в зоне нерезкости. Кружочки в зоне нерезкости имеют легкое характерное усиление светимости возле края (кольца). Ха вполне нормальные. Если в примерах фотографий Вы увидите не резкое изображение – это промахи фокусировки. При работе с объективом он превзошёл все ожидания, хотя первые впечатления от черного варианта сильно расстроили. Также стоит отметить, что объектив нормально держит боковой и даже контровой свет, падения контраста есть, но они вполне вписываются в рамки допустимого. Виньетирование на моей кропнутой матрице не замечено. Дисторсией тоже не страдает, и потому не искривляет изображение на фото, из-за чего может использоваться для портретной съемки.

Юпитер 9 примеры фотографий

Юпитер 9 примеры фотографий

Если Вы хотите приобрести любой из вариантов Юпитер-9, мы можем в этом помочь – обращайтесь по контактам, указанным в разделе мануальная оптика.

Малая ГРИП Юпитер-9

Малая ГРИП Юпитер-9

Примеры фотографий на Юпитер-9

Практически все фотографии без обработки. Только уменьшен размер и впечатаны EXIF данные из камеры. Значения диафрагмы я не всегда запоминал, потому – просто указаны пределы. Представьте, как бы показал себя Юпитер-9 на полном кадре.


Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.


Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Много разной фототехники можно найти на AliExpress.


Вывод:

Юпитер-9 в белом варианте, красногорского завода является идеальным портретным объективом. С ним можно снимать на любой диафрагме, объектив имеет малый вес и размеры, приятное кольцо фокусировки и дает замечательную картинку. Иногда он претендует на возможность потягаться с Гелиос-40-2 в силу своей компактности и легкости в обращении.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram

Добавить комментарий: андрей

 

 

Комментарии: 128, на тему: Сравнительный обзор белого Юпитер-9

  • Павел

    Аркадий, первую ссылку в обзоре поменяйте – она отсылает на этот же обзор, а не на обзор объектива Юпитер-9 черного цвета, лыткаринского завода под резьбу М42.
    Спасибо огромное за Ваш усердый труд!

    • Аркадий Шаповал

      Fixed.

      • андрей

        Аркадий а можно где найти такой не больно дорогой юпитер 9 белый для зеркалки…не дорого..в пределах 5000 руб??
        может знаете??? мой майл
        brigadir70@inbox.ru

      • андрей

        http://www.gsi.ru/art.php?id=447
        може кому интересно будет

  • Алексей

    Начитался восторгов у Аркадия (Большое спасибо за обзоры, Аркадий!), купил белый КМЗ “П” 1960 года. Ставлю на Canon 5D. Пощёлкал мишень для баловства, посмотрел в raw, вот что обнаружил. На открытой – резкий, контуры прорисованы довольно чётко, но контраста нет совсем. В фокусе светлые фрагменты как бы с аурой, чёрные становятся светло-серыми. На f/2.8 – и резкий, и контрастный. Дальнейшее сужение диафрагмы никакого эффекта не даёт.
    Что удивительно, в raw разница между f/2 и f/2.8 просто огромная. В видоискателе я такой большой разницы между f/2 и f/2.8 НЕ ВИЖУ. Взял даже недавно почищенный Спотматик (со светлым, большим видоискателем), фотать не стал, просто посмотрел в видоискатель – действительно, шикарное качество на открытой! И то же самое, визуально большой разницы между f/2 и f/2.8 я НЕ ЗАМЕТИЛ.
    В связи с этим, у меня возникла теория. Может ли такое быть, что изображение, проецируемое объективом на CCD элемент (который практически зеркальный) отражается обратно в объектив, вызывая множественные внутренние отражения в линзах, и обратно на CCD. Что и вызывает падение контрастности. Ведь изначально объектив строился для плёнки, у которой практически матовая поверхность. А как он работает с зеркальной поверхностью CCD элемента? Может такое быть и как с этим бороться?
    Заранее благодарен за комментарии. С уважением,
    Алексей

    • Иван

      Вы давно фотографией занимаетесь?)))) такую ерунду пишите))) изображение отзеркаливается…))))

      Падение контраста и софт на открытой характерно для многих светосильных объективов
      Это связано с ХА или ещё какие-то свойства оптики, у меня есть например никкор 50 1.4D, на полностью открытой так же контраст падает и сильно софтит, на 1.6 уже почти ничего такого нет, на 1.8 – все вообще отлично

      • Алексей

        Спасибо за ответы! Извиняюсь, если оскорбил какого-нибудь высокого профессионала моим глупым вопросом. Я тем временем приобрел по дешевке Юпитер 9 под Контакс, того же года выпуска, что и мой красногорский м39, и с близким серийным номером. Перебросил линзоблок, пощелкал – “новый” под контакс оказался существенно более четкий, резкий, контрастный! Повозился с линзами, поперебрасывал туда-сюда, оказалось вот что: передняя линза моего красногорского, видимо, неродная, или дефектная. Это именно она дает много “мыла”. (на вид – вполне красивая) Средняя и задняя склейки абсолютно эквивалентные. Также, цвет просветления “дефектной” передней линзы более красноватого оттенка, нежели фиолетового. В любом случае, линзы отличаются по цвету просветления, несмотря на почти одинаковые серийники (разница в несколько десятков). Так что, я думаю, продавец поменял родную побитую переднюю линзу на другую, от другого Юпитера. А втюхал, как все родное. Короче, передняя линза была причиной.
        Дальше, купил на аукционе НОВЫЙ лыткаринский МС 2009 года “Сделано в России”, совсем задешево. Очень доволен! Резче, контрастнее “белых”, которые у меня были. (Не настолько резок, как Канон 85/1.8 на f2.0, но близко) И никакой мороки! Иди и фотай! Менее позитивная особенность (для меня!) нового лыткаринского МС – более нейтральная цветопередача, в сравнении с “ретро”-цветом белых. Вот такие дела.

    • Аноним

      Алексей, Вы совершенно правы по части пере-отражения от матрицы на внутренние поверхности линз. Если интересовались, то Маруми, например, вводит специальный просветляющий слой на свои светофильтры (соответствующей ценовой категории, конечно) для минимизации этого эффекта, так называемая технология DHG. Суть её в том, что она (цитирую) “позволяет избавляться от паразитных бликов, являющихся бичом серьёзных цифровых камер. Матрица отражает падающие на неё лучи света много активнее, нежели фотопленка. Внутренняя механика объектива, линзовые элементы и сам светофильтр начинают бликовать, отражая блеск матрицы – луч попадает в «ловушку». DHG-покрытие позволяет переотражённым лучам свободно «выходить» из оптической системы.”
      Аналогично поступают и производители оптики, изначально “заточенной” под использование с матрицами, а не плёнкой.
      Но Вы сказали: “поснимал миры”. Применительно к объективу Юпитер-9 это совершенно бесполезное занятие. Этот объектив нужно тестировать только на объёмных мирах или хоть бы голову скульптуры отснять. Здесь не важна разрешающая способность, в центре она на диафрагмах от 2,8 достаточна для печати 20х30 с негатива, не говоря уже о матрице. А вот пластика – это замечательное свойство Юпитера-9. Но тут нужно попасть в диафрагму зависимо от сюжета. Очень много снимал им на Киеве. Потом забросил. Теперь подумываю, а не купить ли. Да, ещё. Фокусироваться лучше всего при рабочей диафрагме. Это производное Триплета, Зоннар, а у него довольно заметный сдвиг точки фокуса при диафрагмировании от двойки до восьми. Отчасти это следствие особым образом скорректированной сферички, позволяющей быть объективу таким, как он есть. Это надо учитывать при портретной съёмке. Очень удобно работать в таком режиме на камерах от Сони, там при рабочей диафрагме яркость ЭВИ не меняется и есть электронная лупа, но это уже другая история.

      • Аноним

        Да, добавлю ещё ту особенность, что ГРИП этого объектива практически П-образная, то есть, на тянется в пространстве. За и перед зоной резкости сразу же крутой обрыв. Так что контролировать резкость при рабочей диафрагме нужно ещё и поэтому.

  • Зьмицер

    Загнался я по этому стеклу, благодаря Аркадию. Правда за вменяемые деньги зеркального “красногорца” найти не удалось. взял латыркинский, но белый, под М39, для зеркалок. Объектив, кстати, купил в Украине. Правда продавец не хотел отправлять в Беларусь. пришлось через знакомых. И только потом подумал, что надо было через Аркадия, он бы потестил недельку и мне потом переслал)

    В общем, вчера получил – объектив 67-го года, если считать по номеру. Приемлемая резкость начинается с 2.8. Правда на этом значении она еще не “бритвенная” (это уже идет с 4.0), но “дерматология” уже наблюдается. Буду пробовать всеми возможными способами добиться резкости на 2.0 (виброзвонком, проволочным кольцом – как получится).

    Разбирается он подобно Гелиосу 44-2. Надо смазать фокусировочный блок, т.к. где-то в середине диапазона фокусировки он идет очень туго, что затрудняет и без того трудоемкий процесс фокусировки.

    Функция бокенатора хороша. Засветы прячет в благолепные кружочки. Жду весны, что бы красиво потестить на “природах”. А пока будем доводить механизмы до ума.

    Аркадию спасибо за наводку)

  • Олег

    добрый день :-)
    Аркадий, спасибо за Ваш труд.
    достался такой объектив бесплатно, старый запас хороших людей. наверное от дальномерки: белый, резьба М42, 67 года, надпись на латинском. так вот, не пожалел денег (35уе) отдал человеку с руками и он сделал его для Nikon с возможностью фокусировки на ∞. это стекло не перестает меня радовать. резкое по центру кадра с 2, дальше шире. снимаю на д80. это такие цвета, такая картинка.. .мм песня. никогда бы не подумал, что это стекло обрететет новую жизнь, да еще какую.

  • Александр

    попался белый Юпитер-9, 68 года, но на нем знак лыткаринского завода

  • Дима

    Добрый день. Можно еще добавить известный факт, что в некоторых, а может во всех версиях М39 есть проставочное кольцо, убрав которое, рабочая зона фокусировки увеличивается где-то до 5 метров. http://evtifeev.com/5108-9-852-nikon-leica.html
    Олегу: Не могли бы вы рассказать, что именно переделывалось в обьективе на Никон? Что бы хотя бы иметь представление, с каким вопросом обращаться к мастерам, если самостоятельно не выйдет. Спасибо
    Обьектив потрясающий, я только им портреты снимаю. Но что-то в моей версии не так или я не понял логику выставления диафрагмы – это дается крайне не удобно.

  • Игорь

    Был Ю9 чёрный Лактырино абсолютно новый, мыльноватым и унылым показался. Продал. Недавно взял КМЗ белый зеркальный. Как кто-то тут выше замечал уже, что на единственном фото объектива с этого обзора вроде действительно озображён Арсеналовский. КМЗ зеркальный белый выглядит так :
    http://savepic.org/5649788.jpg
    http://savepic.org/5678463.jpg
    Пару фото с него, но уменьшены и в некотрые подправлены (контраст, цвета) но рисунок волшебный. Чуток теплит/зеленит вроде.
    http://savepic.org/5661055.jpg
    http://savepic.org/5665151.jpg
    http://savepic.org/5646719.jpg
    Паучок цвета и и контраст не трогал.

  • vladimir

    у меня черный юпитер 88г шел на экспорт с мс просветлением, если делать снимки при неконтрастном освещеии, резкость отличная даже на полностью открытой,заморачиваться в поисках белого юпитера считаю не стоит, хорошо сохранившегося экземпляра найти сложно,все равно на линзах будут потертости, время берет свое

    • Алексей

      Совершенно верно, согласен полностью. Мой опыт это подтверждает. Найти “белый” в хорошем состоянии, незамученный “умелыми ручками”, практически невозможно. Ни за какие деньги! За 50-55 лет кто только в них не поковырялся! Мне попался ОЧЕНЬ хороший резкий черный лыткаринский МС 2009 года, за небольшие деньги (все ведь бегают за “белыми”…). Очень доволен! Хожу и фоткаю себе в удовольствие.

  • Мария

    Здравствуйте, а как отличить его от лыткаринского? спасибо

    • Игорь

      Самый простой способ: по логотипу завода. Наберите в поисковике: Знаки предприятий оптической промышленности СССР. Хотя надо не забывать о том, что бывают мошенники, которые могут колечко с надписью менять в целях выдать один объектив за другой, более ценный. Не знаю, есть ли такие случаи с Юпитер 9, пока не встречал.

    • андрей

      http://www.gsi.ru/art.php?id=447

  • Дмитрий

    Аркадий, а есть ли разница между объективами Красногорского и Лыткаринского заводами? Нашел экземпляр белый 65 года, но с Лыткарино, руками потрогать не получится, только фото. Вот и не знаю стоит ли покупать?

  • nikola

    А может кто поможет с переделкой белого юпитера 9 (дальномерка contax rf) на байонет никон F с безконечностью??по украине
    почта epson@bigmir.net

    • Родин

      Это не сложно! Можно спокойно переделать дома, нужно ножовку по металлу, пару напильников – крупный и тонкий. Ещё нужно макрокольцо М42 и линейку хорошую. Желательно наличие хорошего клея типа эпоксидки. Времени уходит половина дня, без норм инструмента. Инструкции есть в сети. Ищите – я находил.

  • Boris

    У меня сейчас несколько юпитеров-9 .Кмз и Лыткарино. Чёрные , 1960годов были лакированные. Самые лучшие по моим тестам-Лыткаринские 1965, 1966г белые. Кмз не скажу что чем-то лучше(если брать белые и лакированные чёрные). Но очень хорошие 1961года, 1959… Про поздние черные м-42, скажу, чтоне впечатлили….даже мс версия.

  • Александр

    Вот мой тест Юпитер-9 (белый) http://abrezd.livejournal.com/78389.html

  • снежок97

    Почему в Вашем обзоре я не нашел фото самого объектива. Я так и не понял, Вы тестировали бочкообразный или цилиндрический (удлиненный). Вы же сами писали, что разновидностей Ю9 очень много. К стати, у меня черный М42 ЛЗОС 1976года как бочка с кольцом фокуса как у Г44 от “Старта” (в виде ромашки-шестеренки, см.на прилагаемом фото). Как я понял – такой Вы не тестировали? Что Вы можете о нем сообщить? Спасибо.

  • Александр

    Купил недавно юпитер9 белый красногорского завода.Изначально объектив был дальномер 60года.Сослов бывшего владельца объектив был перепилен под м42 и замены задней части объектива.Отъюстировав его под свой никон,я добился бесконечности.Выкладываю одну из тестовых фото.

  • Артур

    У меня были три версии Юпитер-9 для зеркальных камер: обычная, экспортная и МС
    Но поскольку зоннары я не люблю, то не прижился ни один объектив
    Однако недавно я тестил белый Юпитер-9 для дальномерных камер – экспортный и выпущенный в 1963 году
    Это – вещь
    Это то, чем наша страна могла гордится. То, чем можно и нужно снимать сейчас. В общем, классика портретного жанра
    Пара снимков с него – здесь:
    http://mihanev.ru/blog/yupiter-9.html
    Жаль только, кругом снег

  • intory

    Дальномерные они такие

  • Сергей

    Подробный обзор и тест красногорского Юпитер-9 1958 года на полнокадровой беззеркалке Sony.
    На одном из наиболее популярных сайтах о мануальной оптике на б/з Sony.
    https://phillipreeve.net/blog/review-jupiter-9-85mm-2-0/

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. 2009-2023

English-version of this article https://radojuva.com/en/2011/06/jupiter-9-beluy-85-2-0/?replytocom=87198

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2011/06/jupiter-9-beluy-85-2-0/?replytocom=87198