Обзор JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

В данном обзоре представлен объектив JUPITER-9 2/85 производства ЛЗОС (Лыткаринский Завод Оптического Стекла, Лыткарино) с посадочной резьбой М42 и с серийным номером 8510041, изготовленный, скорее всего, в 1985 году.

Ниже показан список основных версий ЮПИТЕР/JUPITER-9:

  1. ЮПИТЕР-9 2/85 АВТОМАТ. В корпусе для камер Киев-10/15, завод Арсенал (Киев), байонет Киев-Автомат
  2. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см. В белом корпусе, красногорский, байонет Контакс-Киев
  3. ЮПИТЕР-9 1:2 F=8.5см П. В белом корпусе, з-д «Арсенал» (Киев), байонет Контакс-Киев
  4. Юпитер-9 1:2 F=8,5см П. В белом корпусе, КМЗ, М39 для камер «Зенит»
  5. ЮПИТЕР-9 2/85. В белом корпусе, лыткаринский, М39 для камер «Зенит»
  6. В черном корпусе старого типа, лыткаринский, М42 (обзора пока нет)
  7. JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, М42
  8. MC JUPITER-9 2/85. В черном корпусе нового типа, лыткаринский, с 'МС', М42
JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

Перед выпуском ‘черных’ объективов, таких, как показан в этом обзоре, в Лыткарино выпускали белую модель Юпитер-9 2/85.

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

Оптическая схема JUPITER-9 2/85 была скопирована с Carl Zeiss Jena Sonnar 2/85. Конечно, сам Зоннар обладает куда лучшими оптическими показателями, нежели его брат двойник.

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 добротно собран – весь из металла и стекла. Кольцо фокусировки вращается плавно. Во время фокусировки передняя линза не вращается, а оправа корпуса выезжает вперед. Кольцо фокусировки вращается на 270 градусов (!). Во время фокусировки двигается весь линзоблок. Минимальная дистанция фокусировки составляет 80 см. Максимальный коэффициент для макросъемки при этом составляет 1:7.3. Объектив может использовать стандартные светофильтры диаметром 49 мм.

Объектив имеет кольцо установки и кольцо предустановки диафрагмы. Кольцо установки может принимать одно из следующих фиксированных значений: F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Кольцо предустановки вращается плавно и сего помощью можно задать любое значение числа F. Также есть шкала ГРИП для тех же значений числа F, что и на кольце установки диафрагмы. Очень приятно, что диафрагма состоит аж из 15 лепестков. И жаль, что лепестки металлические, переотражающие свет.

Родная крышка просто плотно прилегает к оправе корпуса и ее легко можно потерять.

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

На открытой диафрагме у объектива отсутствует всякая резкость и контрастность, что можно умело применять для создания портретов. Но все же для обыкновенных целей резкости объективу явно не хватает. Даже закрывая диафрагму до F 2.8 ожидаемая резкость не приходит. На самом деле, потерей контрастности и сильным софтом между диафрагмами F/2.0-2.8 страдают в основном черные лыткаринские объективы, такие как в этом обзоре. Белые собратья с красногорского завода вполне можно использовать с диафрагмы F/2.0.

На полностью открытой диафрагме фокусироваться на JUPITER-9 2/85 довольно сложно, и сначала софт эффект был принят мной за промахи при фокусировке.

На диафрагме F/5.6 JUPITER-9 2/85 выдает нормальную резкость. Объектив немного ‘зеленит’ картинку.

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Никаких дополнительных действий по переделке объектива проводить не нужно.

Самые дешевые переходники можно найти на Aliexpress.com. Бывают переходники (адаптеры) с чипом, которые дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции, формирования правильного EXIF. Наличие чипа никак не влияет на качество изображения.

Для некоторых зеркальных камер (например, с байонетом Nikon F-mount) нужно использовать переходники с корректирующей линзой, которая позволяет корректно фокусироваться на всех дистанциях фокусировки. Для любых беззеркальных камер такая линза не нужна, а переходник из себя представляет простую декорированную полую металлическую трубку с соответствующим креплением.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC / LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом 'E'/'FE' серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sony Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R и RF-S: Для фотоаппаратов с байонетом Canon RF нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z (FX/DX) нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM X: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. FUJIFILM GFX: Для среднеформатных фотоаппаратов с байонетом G нужен переходник M42-Fuji GFX, его можно найти по этой ссылке.
  9. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  10. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  11. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  12. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам - спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

Важные параметры объектива Юпитер 9

  1. Большая максимальная светосила F/2.0 и фокусное расстояние, равное 85 мм, легко позволяют управлять глубиной резко-изображаемого пространства.
  2. Объектив достаточно тяжелый.
  3. Диафрагма состоит из 15 лепестков и идеально подходит для съемки портретов, дает ровное боке. Также, в создании отличного боке помогает отличная зоннаровская схема на 7 элементов в 3 группах.
  4. Объектив страдает сильными сферические аберрации на открытой диафрагме.
  5. Компактность – объектив небольшой, в разы меньше современного подобного автофокусного объектива Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM.
  6. Объектив использует простое однослойное просветление и сильно боится засветок (такое ощущение, что просветления нет вовсе).
JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

Ниже приведены фотографии, сделанные на Nikon D90. В разных галереях фотографии сделаны с разными значениями диафрагмы. Без обработки (кроме ресайза). Чтобы помнить значения диафрагмы, приходится делать хитрости. На 2.0 снимать в RAW, на 2.8 снимать в JPEG L размере, на 5.6 JPEG M размере.

Примеры на диафрагме 2.0

Примеры на диафрагме 2.8

Примеры на диафрагме 5.6

Примеры на полный кадр:

Исходные файлы можно скачать по этой ссылке (55 фото в формате ‘.ARW’, 1.280 Mb). В галерее показан ‘камерный JPEG’. На камере Sony a7 я без проблем использовал объектив с переходником M42-NEX.

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и Nikon AF-S Nikkor 85mm 1:1.8G IF SWM

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и HELIOS-44-2 2/58 (ММЗ)

JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС) и HELIOS-44-2 2/58 (ММЗ)

Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.


Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Много разной фототехники можно найти на AliExpress.

Вывод:

JUPITER-9 2/85 – забавный объектив с сильным софт-эффектом на полностью открытой диафрагме. С диафрагмы F/2.8 объектив заметно повышает свою резкость. Может служить интересным творческим объективом, в частности для создания портретов :).

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram

Добавить комментарий: Аноним

 

 

Комментарии: 214, на тему: Обзор JUPITER-9 2/85 (ЛЗОС)

  • Валерий

    Продам чёрный Лыткаринский, 91 года (судя по номеру 9127326), отличное состояние, без царапин.
    тел.0953377334

  • Лилия

    А у меня точно такой только с МС перед названием.С переходником без линзы берёт на метров 7. (на никоне д80)

  • Сергей

    Бяка, возьмите Калейнар или Джуп.Цейсс Зоннар любой, Никон 105/2.5 наконец. Но есть любители мыла, выдают за художественность. Для них – лучший выбор. Это, Таир11 и еще Г-44-м*(Не 44!), где г от слова говно.

    • Чебе

      Г-44-м*(Не 44!), где г от слова говно.

      Сергей, Вы ошибаетесь, и 44 и 44м могут быть мутным г., а могут и быть неотличимы от родного Цейсовского Биотара.
      Не обобщайте, советские стекла это всегда лоторея, и как в любой лоторее везет не всем и не всегда.

  • Олег

    Здравствуйте. Какой обьектив посоветуете использовать для сьемки портрета на кроме, этот или Волна-3 ?

    • Родион

      Волна-3 сильно хроматит, проверено. В целом – не самый приятный объектив, как мне показалось.
      Черный Юпитер-9 еще и мыльный к тому же изрядно (на кропе невозможно снимать), тоже не очень.
      Я бы посоветовал Вега-12 объектив: дешевый, весьма резкий и с приятным биометаровским рисунком.
      Ну или дорогой вариант – искать белый красногорский Юпитер-9 дальномерный и переделывать на м42.
      Ультрадешевый (хотя… уже не сейчас) вариант – 92/2 от проектора. После несложной переделки и допиливания дает превосходный результат!

    • Иван

      Любой дешевый полтинник)))
      Глупый вопрос

    • Рысь

      Любой вообще.

  • Александр Ёж

    Добавил под переднюю линзу юстировочное кольцо 0.15 мм, и бленду от 50 индустара прикулибенил, и толи лучше стало, толи эффект плацебо сработал, но в общем на F 4 черный -хороший, в меру “около-резкий” портретник с классной цвето передачей. Ю9 любимчик!

  • Аноним

    Если обьективно – совковое барахло , лучше добавить и взять самьянг …

    • Пастор

      А еще добавить и родной можно взять. А еще и никон 85 1.4г или кэнон 85 1.2л. Тут вся радость в цене:) А так согласен, объектив очень далек от современных аналогов (да и старых, но немецких/японских стекол). Однако, я этим юпитером иногда снимаю портреты и мне нравится софт из камеры, что называется. Он отличается от софта сделанного на компе, да и в общем плюс в том, что ничего делать не надо – все сразу. Как единственная 85-ка, наверное, не лучший вариант, только если денег нет. Но как дополнение – вполне годно. Я к своему запилил бленду длиннющую, выглядит уродски, но зато солнца теперь не боюсь.

    • Аноним

      Уважаемый , не вводите неопытную молодёжь в заблуждение ложью и абсолютным своим незнанием. Не говорите огульно обо всём и вся , раз не в теме. Советская оптика различна. Есть ОТЛИЧНАЯ , на уровне и выше уровня мировых , а есть и чтозряшная. ( И учитывайте , что в оптический прибор за десятилетия мог лазить кто угодно , крутить и “юстировать” там на свой нос всё. Нужен экземпляр , в который ни кто не лазил и который хорошо и правильно хранили , все эти десятилетия , а многих и более полу века, а то в жаре у них все линзы в испарениях конденсата масла и они мутные все, в сыросте грибок и плесень на линзах , а то и коррозия, с такими же плачевными последствиями. В СССР не относились к оптике с пиететом и относились к ней как к сугубо прикладной вещице). А если говорить конкретно о ЮПИТЕР – 9 То есть ДВА АБСОЛЮТНО РАЗНЫХ ОБЪЕКТИВА ЮПИТЕР – 9 , ЭТО Ю – 9 КМЗ, Белый , до 60-х годов , лучше просветлённый , ОТЛИЧНЫЙ ! И всё остальное , называющееся так-же , но таковым не являющимся ! За редким исключением последних годов выпуска Ю – 9 МС черных. Вот ссыль на Ю- 9 : http://www.sonynex.ru/threads/jupiter-9-85-2-0.586/page-2 Прочтите и посмотрите на ДВА РАЗНЫХ ОБЪЕКТИВА , с одним и тем же названием.И прикрутите наконец старые , 50-ти летние объективы забугорные на свою камеру и опробируйте их ! Подавляющее большинство уступает нашей оптике. СОВЕТСКОЕ – ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ !!! :-) :-) :-) Но есть исключения и среди забугорных и их много. Вывод . Всё надо пробовать и трезво оценивать, без глупой огульности. Как к примеру делает Аркадий , представляя тесты с нашими стёклами инкогнито и многие кричат Цейс ,такумар , Никкор и прочее. А это наши родные линзы. Вот так вот ! Думаем – а потом тока пишем !)

      • Родион

        Советское – не значит лучшее. Максимум – это достойный компромисс, не более.

        • Off

          Лазерное оружие – это компромисс чему.

      • Забугор

        Ты просто бредишь…ты хоть что нибудь из 60х япов в руках держал лишенец? Ты вообще не ведаешь о чем ты говоришь бедолага…

  • Родион

    Вегу-22 напоминает – на открытой мыло, а на прикрытых уже неплохо)
    И бокеха резкая такая же.

  • Аноним

    Очень хороший коммент. Спасибо за труд. У меня есть такой объектив с советского периода. Очень нравится. Жаль не автофокусный.

  • Аноним

    Шикарное стекло! Он мне нравится!

  • Аноним

    подскажите пожалуйста, подойдет ли данный объектив на тушку Никон Д 3200?

  • Андрей

    Хороший объектив, но мне не подходит. Я бы продал. Никому не надо?

  • Аноним

    Продам. 4500р. + пересыл.
    Состояние хорошее,крышки, кофр в комплекте.
    Без дефектов, царапин, на корпусе не значительные потертости и пару пылин внутри, не влияют на качество съемки. Все работает, все крутится.
    Причина продажи. Купил Гелиос-40.
    Кому нужно, пишите.
    https://vk.com/punksnotdeaht

  • Сергей

    Фотообъектив чёрный, Лыткарино, «Юпитер9» 2/85мм год выпуска по номеру-1982, вполне резок не то,что на диафрагме F/5,6, но уже на диафрагме F/4 он даёт резкую картинку, фото снято при рассеянном свете, в пасмурную погоду.

    • Аноним

      Если закрыть диафрагму на два стопа, то многие даже мыльные объективы дадут приемлимо резкую картинку. Действительно удачный и резкий ю-9 – это когда можно снимать уже с f/2.0. Мой черный MC резок с 2.8, но все равно стоит на полке, так как самая мякотка с него должна быть на 2.0, а она почти ни на что не годится. Очень странный объектив и еще более странно, что с таким явным производственным дефектом их выпускали до середины 90-ых и контроль качества пропускал.

      • Сергей

        Аноним Зачем фотографировать на полностью открытой диафрагме портретным объективом Юпитер 9 – понять трудно хоть мой Юпитер 9 снимает резко и на диафрагме f/2. У вас же будет резким лишь кончик носа портретируемово а всё остальное будет расплывчато.Я понимаю если вы фотохудожник но нет вы скорее всего и вам подобные -просто выпендрёжем увлеклись.

        • Аркадий Шаповал

          Не совсем так. Существуют ростовые портреты. Вот примеры – не просто 85мм, а 200мм на F/2, с помощью объектива Canon 200/2ссылка на фото 1, ссылка 2, ссылка 3 и т.д.

        • Валентин

          Сергей, любой фотограф (а не только фотохудожник) может снимать портрет с резкостью на глазах или, как Вы выразились, на кончике носа. Если Вам не нравится такой тип фотографии, то это вовсе НЕ проблема фотографов. Аркадий и Юрий привели Вам примеры, когда на открытой ГРИП включает объект съемки целиком. Но даже когда ГРИП не охватывает объект полностью, это не является ни ошибкой, ни выпендрежем. Критерии оценки фотографии другие.

          • Сергей

            Технически правильно снятый крупно плановый портрет должен быть с резкостью на глазах и ни на чём иначе, всё остальное брак – это канон портретной фотосъёмки и даже не мои предпочтения.

            • ЙоржЪ

              Вы это Колосову расскажите. А также Слюсареву и многим прочим.
              От петабайтов ваших “технически правильных портретов” на каждой говновыставке тошнит, благо вы эти выставки и лепите. Вы полагаете, что, если таблицу умножения освоили кое-как, то уже грандакадемики и убергроссмейстеры. А смотришь – и глазу зацепиться не за что, сплошь или простоговно, или говно унылое.

              А виноваты в этом, ессно, поганые совецкие стёкла, ага.

      • Сергей

        Юпитер 9 “чёрный” ЛЗОС Лыткарино,год выпуска по номеру 1982, снято на диафрагме f/2 https://ibb.co/fQxFfJ

  • Роман

    здравствуйте. можно сказать упал с неба в мои руки этот объектив. отличный портреник. юзаю на canon 600d с одуванчиком. хотелось бы узнать его реальную цену. полное наименование стекла
    MC Jupiter 9 f2/85 1997 года выпуска.ЛЗОС. Ко мне попал в опломбированном футляр( то есть совершенно новым) и так. какова цена?? админам добра

  • Андрей

    Что-то не пойму что все так недовольны. У меня был такой, пока товарищу не одолжил, а тот и потерял его где-то. Так воспоминания только положительные. Очень любил на Ю9 снимать. Сейчас бы с удовольствием поснимал, но дорогой он. Счатаю Ю9 лучшим. ДЛя меня он был идеален. Сейчас в основном на ю37А снимаю, тоже очеь нравиться.

  • Vadim

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, что лучше взять для Fujifil X-T20 Юпитер 9 или PENTACON elektric 2.8/135 ? Цели, в основном, портретные.

    • Родион

      Пентакон, если Юпитер-9 не Красногорский.

      • Vadim

        Спасибо!

        • Забугор

          Электрик то тебе зачем Господи? Купи се 105ку никкоровскую в этом диапазоне и забудь про этот хлам…

  • Ануар Черекский

    Очень хороший портретник! Как по мне, так не хуже Гелиоса 40, одно плохо – в последнее время цены на оба эти объектива поднялись неоправданно высоко.

    • Забугор

      Мусор это оптический а не портретник. Портретники как правило япами производились и немцами.

  • ЕвгенийДд

    Продам в Москве или с пересылом Юпитер-9. С резьбой М39. Отличное состояние, чёрный, в комплекте две крышки. 4500 рэ.
    +79264478038

  • ИМХО

    Все-таки на 2.0 хоть и мыльноват а смотрится намного приятней, потому как RAW. А жпеги с камеры никуда не годятся.

  • Роман

    Я так и не понял из темы, можно ли белый Юпитер-9 поставить на кроп Никон, чтобы фокусировка не ограничивалась расстоянием до метра?
    Как я понял черный подходит (но он мыльный), а белый как-бы нужно глубже в тушку посадить?

    • Михаил

      Если М42, то нет, если М39, то нужно глубже

    • КалексейГ

      Пилить, только пилить.

  • Сергей

    Фот оригинал снимка сделанного мной на полностью открытой диафрагме f/2, объектив Юпитер 9 “чёрный”, производства ЛЗОС Лыткарино,1982 года выпуска Непонятно, получится ли отправить ссылку на изображение.https://ru.imgbb.com

  • Сергей

    «Юпитер 9» 2/85 мм чёрная оправа, производства ЛЗОС, Лыткарино,по номеру – 1982 год, снимок сделан мной на полностью открытой диафрагме f/2 <a href="https://thumb.ibb.co/k6tkCy/906610010.jpg"alt="906610010&quot; border="0"/a>

    • Андрей Вьюненко

      Ну,что ж,вполне хорошая резкость!

  • Аноним

    Помогите, пожалуйста, разобраться с объективом. Что на нём за крепление с ушами?
    https://ibb.co/bPEGQT
    https://ibb.co/bsqqkT

    • Аноним

      С этого ракурса не ясно, покажите “лицом”

  • Кирилл Янковский

    Мне попался на днях черный Ю-9 МС с мистически симметричным серийным номером 9012109 !!!

    Судя по внешнему виду и заводскому маслу на диафрагме и чистейшим линзам он никогда вообще не использовался уже 30 лет. Резкости в зоне ГРИП на f2 у него вполне достаточно для портрета и прочего художества. Рисунок на F2 показался необычным – отдаленно напоминает Пецваль и Зенитар 50 1.2 и совсем не похож на любые Гелиосы

  • Артем

    Добрый день, в чем разница между короткой и длинной версией Юпитер-9 ?

Добавить комментарий

Copyright © Radojuva.com. Автор блога - Фотограф в Киеве Аркадий Шаповал. 2009-2023

English-version of this article https://radojuva.com/en/2011/06/jupiter-9-85mm-f2-otzuvu/comment-page-4/?replytocom=235481

Versión en español de este artículo https://radojuva.com/es/2011/06/jupiter-9-85mm-f2-otzuvu/comment-page-4/?replytocom=235481